logo search
ПСИХ ПЕД часть 1

1.1 Сенсорно-перцептивные процессы

Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими предметами, явлениями, вещами. К серсорно-перцентивным процессам относятся ощущения и восприятие.

Ощущения

Ощущения – это психический процесс отражения отдельных свойств объекта реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы).

Ощущения субъективны и зависят от особенностей строения мозга; особенностей строения нервной системы; особенностей строения анализаторов; опыта человека; профессиональных знаний; интересов и т.п.

Ощущения – первичный познавательный процесс, на основе которого возникают все остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, представления, память, мышление и т.п.

Являясь элементарным процессом, ощущения в то же время являются необходимейшей составной частью психической деятельности: лишь через «ворота» анализаторов через ощущения входит в наше сознание объективный мир.

Ощущения – источник всех наших знаний, а органы чувств, вернее, анализаторы – те каналы, по которым мы получаем все сведения о мире как о внешнем, так и внутреннем.

И.П. Павлов назвал анализатор сложным нервным аппаратом, который производит анализ окружающей среды. Каждый анализатор состоит из трех частей:

  1. периферический отдел, или рецептор (лат. «реципио» – принимать). К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа и др.);

  2. проводниковый отдел, по которому проходит первое возбуждение к центру анализатора в головном мозге;

  3. мозговой или центральный отдел – высший отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др.

Рисунок 3 – Строение анализатора

Классификация

ощущений

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воз-

действуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

  1. экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;

  2. интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;

  3. проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими.

Экстерорецепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные.

Мы назвали пять рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выделенных еще Аристотелем. В действительности видов ощущений гораздо больше.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений – температурные, которые являются функцией особого температурного анализатора.

Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее, значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения.

Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной науки, принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

Свойства ощущений

1 Пороги ощущений. Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы, определенной величины.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет).

Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе надо к первоначальной величине добавить или отнять – 1/30 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 1/10; для зрительных – 1/100 первоначальной величины; что касается обонятельных анализаторов – человек может почувствовать запах мускуса, если его содержится 1/100000000 часть.

Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета); тренированности; интересов; мотивов, отношения к задаче.

2. Компенсация в области ощущений и восприятий. Психически целостная система. Это единство при потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых обостряется слух, осязание, обоняние.

3. Адаптация. Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается; при переходе от слабых к сильным – снижается. Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных (термических), обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация – в слуховых, болевых ощущениях.

4. Взаимодействие ощущений. Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора – усиливать или, наоборот, ослаблять ее. Это явление называется сенсибилизация.

Так, например, чувствительность зрительного анализатора можно стимулировать: слабыми музыкальными звуками (резкие сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение); обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения); слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин).

Восприятие

Восприятие психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. Не прикасаясь к

предмету, мы не только видим его, но и ощущаем его вес, объем, если это металл – холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета.

В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют также память и мышление.

Основные качества восприятия

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого объекта. Люди различных профессий по-разному могут воспринимать одни и те же предметы или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность – отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.

Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Предметность. По внешнему виду предметы могут быть одинаковыми (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.

Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое в отличие от второго связано с постановкой определенной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность. Непреднамеренное восприятие выступает как компонент какой-либо другой деятельности. Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия.

Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий:

1. Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им черными (темными) предметами. Так белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 4 а)

2. Иллюзии переоценки вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рисунке 4 б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается большим по длине, чем горизонтальное основание его, хотя в действительности они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 4 в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными кажутся неодинаковыми по длине (рис. 4 г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большого различия двух соседних частей возникает впечатление ошибочного различия фигур в целом. На рисунке 4 д изображены две одинаковые фигуры. Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.

5. Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других, расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 4 е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 4 ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).

6. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величин острых углов. На рис. 4 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По той же причине круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 4 и).

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны.

Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза.

Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается, в том, что если поднимать два одинаковых по весу и по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два.

Рисунок 4 — Зрительные иллюзии

Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно.

наблюдать иллюзии, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета и т.д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.п.

Виды

восприятия

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможе-

ния в больших полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память – памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.

Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.

Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).

Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точки зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания. По характеру «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия

Так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.

В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.