Рекомендуемая литература
Гамезо М.В. Атлас по психологии /Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.: Пед. о-во России, 2001.
Петровский А.В. Психология / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М: Academia, 2000.
Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Немов Р.С. – М.: Владос, 2000.
Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.
Кроль В.М. Психология и педагогика /Кроль В.М. – М.: Высш. шк., 2003.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.
Кэш А. Психология для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
Методика проведения исследования «Мышление и взаимосвязь
познавательных процессов»
Вводная часть. Пиктограмма (рисуночное письмо) – древнейшая добуквенная форма письменности, где условным рисунком передавалось изображение какого-либо предмета или действия. Метод использования пиктограммы для анализа мышления предложен отечественным психологом А.Р. Лурия.
Исследование проводится одновременно со всей группой. Экспериментатор диктует 20 слов и словосочетаний.
испытуемым дается следующая инструкция: предложенные вам понятия необходимо будет воспроизвести после того, как я их прочитаю. Чтобы облегчить процесс воспроизведения, вам необходимо запечатлеть ту ассоциацию, которую у вас вызвало каждое слово или словосочетание.
Например, на слово «книга» у вас может появиться образ конкретной книги (рисунок открытой или закрытой книги); памятник первопечатнику Федорову (рисунок памятника); может возникнуть перевод слова «книга» на иностранный язык (запись слова); может возникнуть мысль: «Книга - источник знаний» (запись); может возникнуть образ восходящей кривой как символ растущих с помощью книг знаний (рисунок кривой) и т.п. Если ассоциация не возникла, поставьте прочерк. Постарайтесь зафиксировать именно первую мысль или образ. Качество рисунка значения не имеет.
Время, отводимое на каждый рисунок, 30 секунд.
Протоколы экспериментов оформляются по следующей форме:
Таблица 4 – Протокол эксперимента
№ п\п | Изображение понятия | Воспроизведение |
1. |
|
|
2. |
|
|
… |
|
|
20. |
|
|
Слова и словосочетания:
развитие. 11. Психология.
Ритм. 12. Приятный голос.
Тяжелая работа. 13. Ярость.
Жизнь. 14. Абсурд.
Страшная ночь. 15. Ядовитый вопрос.
Смелый поступок. 16. Власть.
Покой. 17. Зависть.
Скучный день. 18. Яркое впечатление.
Гордость. 19. Подозрительность.
Строгая учительница. 20. Ремонт часов.
Испытуемые в графе «Воспроизведение» должны написать те слова и словосочетании, которые вызвали у них данную ассоциацию.
Затем снова зачитываются слова- раздражители и испытуемые отмечают допущенные ошибки и неточности.
Обработка данных: ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать и по содержанию и разнести в таблицу «Организация ассоциаций».
Таблица 5 – Организация ассоциаций
Понятие | Образ-предмет | Образ-символ | Образ- схема | Образ-слово | Мысль без образа | Ассоциация не возникла |
1.Развитие |
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
20.Ремонт часов |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
Если слово-раздражитель, например, «Покой» вызывает образ человека (рисунок) лежащего, спящего и т.п., то такая ассоциация заносится в графу «Образ-предмет».
Если слово-раздражитель, например, «Книга» вызывает образ памятника первопечатнику Федорову (рисунок), то такая ассоциация заносится в графу «образ-символ».
Если возникает какое-то слово на русском или иностранном языке, то такая ассоциация заносится в графу «Образ-слово».
Если слово-раздражитель, например, «Развитие» вызывает образ спирали или кривой (рисунок), то ассоциация заносится в графу «Образ-схема».
Если слово-раздражитель, например, «Вежливость» вызывает ассоциацию в виде мысли: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», то такая ассоциация заносится в графу «Мысль без образа».
Анализ и интерпретация результатов (проводится по каждому протоколу)
Преобладание ассоциаций типа «Образ-предмет», «Образ-символ» свидетельствует о преобладании конкретно-образного мышления.
Преобладание ассоциаций типа «Мысль без образа», «Образ-слово», «Образ-схема» свидетельствует о преобладании абстрактно-логического мышления.
1. Анализ характера изображений:
- если в рисунке – условном изображении понятия, заключенного в слове, есть элементы символики, то наблюдается тенденция к абстрактному мышлению;
- если изображения конкретные, то есть тенденция к конкретно-образному мышлению;
2. Анализ качества ассоциаций:
- быстрота возникновения ассоциаций;
- бедность или разнообразие ассоциаций;
- простота или сложность ассоциаций;
- стереотипность или оригинальность;
- степень эмоциональности возникших ассоциаций;
3. Определение уровня опосредованного запоминания (подсчет количества правильно воспроизведенных слов)
После обработки всех протоколов необходимо сформулировать общие выводы об особенностях мышления испытуемых и подготовить рекомендации.
- Психология и педагогика Часть і Психология
- Содержание
- 9.1 Внимание...........................................................................................91
- 9.8 Эмоции и чувства...........................................................................122
- Введение
- 1 Предмет психологии, ее методы
- Становление психологии как науки
- III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении
- 1.2. Методы научно-психологических исследований
- 2 Психология личности
- 2.1 Понятие о личности
- 2.2. Структура личности
- 3.2 Характер
- 3.3 Способности
- 4 Психология познавательных процессов
- 1.1 Сенсорно-перцептивные процессы
- 4.2 Мнемические процессы
- К процессам памяти относятся:
- 4.3 Интеллектуальные процессы
- 4.4 Внимание
- Вопросы для самоконтроля
- 5 Психология деятельности
- 5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки
- 5.2 Общение
- 5.3 Учебная деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- 6 Эмоционально–волевая сфера личности
- 6.1. Эмоции и чувства
- Уровни внешнего выражения эмоций
- 6.2 Воля
- 7 Планы семинарско-практических занятий
- Тема: Предмет психологии, ее методы
- Тема: Личность и ее направленность
- Тема: Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема: Психология познавательной деятельности
- Тема: Эмоционально-волевая сфера личности
- 8 Список рекомендуемой литературы
- 9 Методические рекомендации по выполнениюконтрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 9.1 Внимание
- Рекомендуемая литература
- 9.2 Изучение особенностей характера личности
- Рекомендуемая литература
- 1 Гипертимность • 3
- Рекомендуемая литература
- 9.4 Темперамент
- Рекомендуемая литература
- Экстраверсия – интроверсия:
- Нейротизм – эмоциональная стабильность
- Профессиональные интересы личности
- Рекомендуемая литература
- Анкета интересов
- 9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема
- Рекомендуемая литература
- 9. 7 Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти
- Рекомендуемая литература
- 9. 8 Эмоции и чувства
- Рекомендуемая литература
- 9.9 Структура личности
- Рекомендуемая литература
- Карта личности
- 9.10 Самооценка и групповая оценка личности
- Рекомендуемая литература
- 10 Вопросы по курсу
- Формы эмоциональных переживаний. Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента. Заключение