Нейротизм – эмоциональная стабильность
Эмоционально стабильный человек уверен в себе, контролирует свои эмоциональные состояния, обладает зрелостью чувств и взвешенностью поведения, настойчив при столкновении с трудностями.
нейротизм (эмоциональная нестабильность) характеризует человека на противоположном полюсе этого фактора, у него отсутствуют все вышеперечисленные качества и присутствуют другие: недостаточное постоянство, переменчивость эмоциональных состояний, раздражительность, подверженность приступам гнева, неуверенность в себе.
В опросник Айзенка включен ряд вопросов, предназначенных для определения искренности – лживости в качестве критерия достоверности полученных данных. Следует отметить, что речь идет только лишь о степени искренности при ответах на вопросы теста, а не о лживости как личностной характеристике. Ответы по шкале «искренности – лживости» на шкалу не выносятся. С помощью этой шкалы определяется степень достоверности полученных результатов.
Таблица 7 – Интерпретация показателей по шкале «Искренность»
Численный показатель | интерпретация результатов |
0-3 | Ответы искренние, результаты достоверные |
4-5 | Ответы ситуативные, результаты неопределенные |
6-9 | Ответы неискренние, результаты недостоверные |
Соотнесите данные вами ответы с «ключом». Если ваш ответ совпадает с тем, что дан в ключе, то он оценивается 1 балл. Суммируйте баллы по каждому качеству.
Далее обратимся к системе свойств темперамента (таблица 8). Отыщите по шкале экстраверсии – интроверсии и по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности точки, соответствующие полученным данным. Постройте систему координат и, проецируя точки, найдите сектор, который соответствует вашим данным. Это и есть ваш тип темперамента и соответствующий ему перечень личностных качеств, которые с наибольшей легкостью формируются на базе данного типа. Например, при подсчете баллов по шкале нейротизма – эмоциональной стабильности получен результат 5. Через значение 5 по шкале нейротизма проводится горизонтальная линия. Результат по шкале экстраверсии – 10. В этом случае через значение 10 по оси экстраверсии проводится вертикальная линия. Точка пересечения вертикальной и горизонтальной линий на таблице 8 покажет место темперамента испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. В данном случае это флегматик. Здесь же приведены дополнительные характеристики: спокойный, ровный, внушающий доверие, надежный.
Соотнесите полученный в результате исследования тип темперамента с вашими жизненными наблюдениями.
При изучении типологических особенностей личности можно сделать вывод о силе, подвижности, уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе различных видов деятельности.
О силе процесса возбуждения можно судить по общей работоспособности, адекватности ответов на воздействующие стимулы окружающей среды: у «сильных» - сильнее стимул – сильнее ответ. У слабых – при повышении силы раздражительности выше некоторой средней величины снижается сила ответа. В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при незначительных психотравмирующих воздействиях.
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной деятельности являются следующие показатели:
1 способность выполнять длительное время монотонную, утомительную работу без снижения интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости, отвлечения от заданной деятельности).
2 Умение преодолевать трудности неудачи в работе, настойчивость, упорство в достижении цели, повышение работоспособности настойчивости в трудных и опасных условиях.
3 Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых и невыносимых ситуациях.
4 Способность к быстрой мобилизации в случае неудачи, препятствий.
О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой регуляции, по быстроте формирования тонких дифференцировок, по поведенческим реакциям, характеризуемым преобладанием тормозного компонента.
Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу со стороны торможения являются следующие показатели:
1 Высокая работоспособность, особенно в неинтересном и монотонном деле.
2 сдержанность в поступках, в поведении (даже при воздействии психотравмирующей ситуации).
3 Сдержанность в общении, умение хранить интересные новости.
4 Неторопливость в принятии решений.
5 Быстрое и точное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой.
6 Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон и т.д.
Основанием для отнесения к «слабому» типу темперамента являются противоположные показатели.
О подвижности нервных процессов (имеется ввиду, прежде всего, переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:
1 Преимущественно быстрый тип деятельности, даже при освоении новой работы или вида спорта).
2 Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений).
Легкость и активность в установлении новых контактов, знакомств, постоянное стремление к новым впечатлениям.
Быстрое освоение новых видов деятельности, быстрая адаптация к новой обстановке.
4 Быстрое засыпание и пробуждение.
5 Живая речь, мимика, общая подвижность.
Основанием для отнесения к группе относительно инертных типов являются противоположные признаки.
Таблица 8 – Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма
Г. Айзенка
Таблица 9 – Ключ к тесту-опроснику Г. Айзенка
№ | Э – И | Н | И | № | Э – И | Н | И | ||||||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | ||
1. | |
|
|
|
|
| 29. |
| |
|
|
|
|
2. |
|
| |
|
|
| 30. |
|
|
|
|
| |
3. | |
|
|
|
|
| 31. |
|
| |
|
|
|
4. |
|
| |
|
|
| 32. |
| |
|
|
|
|
5. |
| |
|
|
|
| 33. |
|
| |
|
|
|
6. |
|
|
|
| |
| 34. |
| |
|
|
|
|
7. |
|
| |
|
|
| 35. |
|
| |
|
|
|
8. | |
|
|
|
|
| 36. |
|
|
|
| |
|
9. |
|
| |
|
|
| 37. |
| |
|
|
|
|
10. | |
|
|
|
|
| 38. |
|
| |
|
|
|
11. |
|
| |
|
|
| 39. | |
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
| | 40. |
|
| |
|
|
|
13. | |
|
|
|
|
| 41. |
| |
|
|
|
|
14. |
|
| |
|
|
| 42. |
|
|
|
|
| |
15. |
| |
|
|
|
| 43. |
|
| |
|
|
|
16. |
|
| |
|
|
| 44. | |
|
|
|
|
|
17. | |
|
|
|
|
| 45. |
|
| |
|
|
|
18. |
|
|
|
|
| | 46. | |
|
|
|
|
|
19. |
|
| |
|
|
| 47. |
|
| |
|
|
|
20. |
| |
|
|
|
| 48. |
|
|
|
|
| |
21. |
|
| |
|
|
| 49. | |
|
|
|
|
|
22. | |
|
|
|
|
| 50. |
|
| |
|
|
|
23. |
|
| |
|
|
| 51. |
| |
|
|
|
|
24. |
|
|
|
| |
| 52. |
|
| |
|
|
|
25. | |
|
|
|
|
| 53. | |
|
|
|
|
|
26. |
|
| |
|
|
| 54. |
|
|
|
|
| |
27. | |
|
|
|
|
| 55. |
|
| |
|
|
|
28. |
|
| |
|
|
| 56. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 57. |
|
| |
|
|
|
Обозначения: Э – И — экстраверсия – интроверсия
Н — нейротизм – эмоциональная стабильность
И — искренность
- Психология и педагогика Часть і Психология
- Содержание
- 9.1 Внимание...........................................................................................91
- 9.8 Эмоции и чувства...........................................................................122
- Введение
- 1 Предмет психологии, ее методы
- Становление психологии как науки
- III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении
- 1.2. Методы научно-психологических исследований
- 2 Психология личности
- 2.1 Понятие о личности
- 2.2. Структура личности
- 3.2 Характер
- 3.3 Способности
- 4 Психология познавательных процессов
- 1.1 Сенсорно-перцептивные процессы
- 4.2 Мнемические процессы
- К процессам памяти относятся:
- 4.3 Интеллектуальные процессы
- 4.4 Внимание
- Вопросы для самоконтроля
- 5 Психология деятельности
- 5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки
- 5.2 Общение
- 5.3 Учебная деятельность
- Вопросы для самоконтроля
- 6 Эмоционально–волевая сфера личности
- 6.1. Эмоции и чувства
- Уровни внешнего выражения эмоций
- 6.2 Воля
- 7 Планы семинарско-практических занятий
- Тема: Предмет психологии, ее методы
- Тема: Личность и ее направленность
- Тема: Индивидуально-типологические особенности личности
- Тема: Психология познавательной деятельности
- Тема: Эмоционально-волевая сфера личности
- 8 Список рекомендуемой литературы
- 9 Методические рекомендации по выполнениюконтрольных работ для студентов заочной формы обучения
- 9.1 Внимание
- Рекомендуемая литература
- 9.2 Изучение особенностей характера личности
- Рекомендуемая литература
- 1 Гипертимность • 3
- Рекомендуемая литература
- 9.4 Темперамент
- Рекомендуемая литература
- Экстраверсия – интроверсия:
- Нейротизм – эмоциональная стабильность
- Профессиональные интересы личности
- Рекомендуемая литература
- Анкета интересов
- 9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема
- Рекомендуемая литература
- 9. 7 Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти
- Рекомендуемая литература
- 9. 8 Эмоции и чувства
- Рекомендуемая литература
- 9.9 Структура личности
- Рекомендуемая литература
- Карта личности
- 9.10 Самооценка и групповая оценка личности
- Рекомендуемая литература
- 10 Вопросы по курсу
- Формы эмоциональных переживаний. Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента. Заключение