logo
ПСИХ ПЕД часть 1

6.2 Воля

Сущность воли заключается в том, что она является потребностью в преодолении препятствий. Как всякая иная потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или непреодоления преграды. Вмешательство воли не отменяет универсальности регулирующей функции эмоций, поскольку воля вмешивается в конкуренцию мотивов опять-таки на уровне эмоций: отрицательных – в случае неспособности преодолеть внутреннюю помеху и положительных – в случае победы над собой. Выступает как склонность к достижению далеких целей, к овладению труднодостижимыми предметами влечений. Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, своей лени, находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого. Качество, противоположное воле, есть внушаемость.

Удовольствие от преодоления препятствий, помех – наиболее яркий показатель воли. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в учении и труде.

Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций, – это волевое действие.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это опредмеченное стремление, оно вправлено на определенный предмет. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Поэтому желание – это и целенаправленное стремление. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Задержке при этом подвергаются другие, конкурирующие импульсы. Психологическая структура волевого акта представлена на рис. 7.

Рисунок 7 – Психологическая структура волевого акта

Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.

Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, возможности направить свое поведение в том или ином направлении практически осуществляется, проявляется господство человека над собой.

Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст ближайшие взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Не учитывать этого, продолжая тотальный контроль за поведением и учебной работой подростка и старшего школьника, — значит обрекать его или на трудное, конфликтное становление воли и характера, или на безвольную исполнительность. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».

  2. Каковы особенности эмоций и чувств?

  3. Какие виды эмоциональных переживаний вы знаете?

  4. Каким образом эмоции и чувства проявляются во вне?

  5. Какие высшие чувства вы знаете? Охарактеризуйте их.

  6. Дайте понятие воли, в чем ее сущность?

  7. Какие качества личности относятся к волевым?

  8. Что вы знаете о структурных компонентах волевых действий?

  9. Какова роль эмоций и чувств в учебной деятельности?

  10. Какую роль играет волевая регуляция в учебной деятельности?

Задания для самостоятельной работы:

  1. На основе собственных наблюдений покажите роль эмоций в регуляции поведения.

  2. На конкретном примере покажите различия в эмоциональных проявлениях людей.

  3. Проанализируйте ситуацию, где воля выступает как процесс сознательного регулирования поведения.