logo search
учебное пособие по психологии

«Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих ».

Психолого-педагогическая характеристика военнослужащих с отклоняющимся поведением.

Офицерам и сержантам в практической превентивной деятельности необходимо определить, кого из воинов с негативными качествами личности следует относить к числу трудных и по каким признакам.

Трудный - это широкое обобщённое понятие, под которое можно подвести различные типы военнослужащих с отклонениями в социально-педагогическом, психологическом и физическом развитии, дисгармоничным соотношением положительных и отрицательных качеств. Данная позиция легла в основу типизации трудных воинов, осуществляемой на принципах системного и личностного социально-педагогического подходов к процессу педагогической профилактики и перевоспитания.

Выделение типов «трудных» военнослужащих позволяет тщательно спланировать работу с ними. С долей условности всех «трудных» можно разделить на 3 типа:

- педагогически запущенные;

- воспитательно запущенные (трудновоспитуемые);

- социально запущенные.

У педагогически запущенных военнослужащих отсутствуют социально значимые цели; их потребности примитивны, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы поступков характеризуются отсутствием чувства долга, нежеланием служить в армии. Такие военнослужащие периодически нарушают воинскую дисциплину, в чем часто впоследствии раскаиваются. Отношение к коллективу подразделения у них безразличное или отчужденное, восприимчивость к психологическим воздействиям изменчивая и противоречивая. Педагогически запущенные военнослужащие испытывают трудности в начальный период службы, обращаются за помощью к медицинским работникам, ссылаясь на различные болезни. Для их психического состояния характерны медлительность и инертность, эмоциональная холодность и аффективные вспышки, пониженное настроение и раздражительность, эмоциональная напряженность и неразвитость волевых качеств.

В поведении педагогически запущенных военнослужащих наблюдается примерное равенство положительных и отрицательных качеств.

Формами отклоняющегося поведения у педагогически запущенных военнослужащих являются: симуляция различных болезней, употребление спиртных напитков, нечестность, порча военного и личного имущества, неуспеваемость, воровство, леность, пререкания с офицерами, сержантами и др.

Педагогическая запущенность приводит к трудновоспитуемости военнослужащих. При трудновоспитуемости возникает потребность сохранить во время армейской службы вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые военнослужащие характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. У них сформирована жизненная индивидуалистическая позиция, в основе которой лежат личная выгода, корысть, отсутствие чувства долга и ответственности. Трудновоспитуемые военнослужащие часто нарушают воинскую дисциплину, не выполняют элементарные нормы армейской службы.