logo search
ПСИХ ПЕД часть 1

3.3 Способности

Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности?

Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью и добиваются в ней успехов, чем другие?

Дело в том, что каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая и т.п.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности.

Одни люди могут обладать соответствующими качествами, а у других они могут быть слабо развиты. Те люди, которые обладают ими, способны к этой деятельности.

Причем необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей), которые отвечают требованиям данной, конкретной деятельности. Это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально-волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др.

Способности являются врожденным образованием или они формируются и развиваются в процессе жизни?

Исследованиями установлено, что способности – прижизненное образование, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно его теории, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками (особенности строения мозга, нервной системы, анализаторов др.).

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Они обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Таким образом, на развитие способностей влияют как задатки, так и условия жизни и деятельности личности.

Представим себе, что где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем же он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосого пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае он войдет в историю как самый знаменитый барабанщик острова, т.е. он достиг того уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях.

Только наличием особо благоприятных условий жизни и деятельности, а также особо благоприятных задатков объясняются чрезвычайно высокие уровни достижения, так, например, датский ученый XIX в. Раска – лингвист, говорил на 230 языках. Надя Рушева с 8 до 17 лет нарисовала 10000 оригинальных рисунков, специалисты считают ее гением в изобразительном искусстве. Моцарт стал сочинять первые музыкальные произведения в 3-4 года. Пушкин сочинял стихи с 8 лет. Некрасов – с 9 лет.

Но достижения в деятельности могут проявляться не только в раннем детстве, а и гораздо позже.

Виды способностей

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации:

общие (умственные) способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенность внимания и др.);

специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности: конструктивно-технической, художественной, музыкальной, математической, литературной.

Так, например, для математической деятельности имеет особое значение математическая память, но память не на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила, кроме того, способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала и др.

Для конструктивно-технической деятельности – наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и недостатки; точность и живость пространственных представлений; комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов деталей новые комбинации); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Для музыкальной деятельности – ладовое чувство, способность к слуховому представлению, проявляющемуся в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память), абсолютный слух (способность определять высоту звука без сравнения его с эталоном и т.д.).

Специальные способности органически связаны с общими.

Уровни развития способностей

Выделяют следующие уровни развития

способностей:

репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

творческий – обеспечивает создание нового,

оригинального.

Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами гений, талант.

Многие считают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Об этом говорят сами талантливые люди. Талант – это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду. Репин говорил, что высокий уровень достижения это награда за каторжный труд. А Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что его отличало “упрямство мула и страшное любопытство”.

Вопросы для самоконтроля

1. От чего зависят различия людей по темпераменту?

2. Каково происхождение названий типов темперамента?

3. Каковы психические свойства, характеризующие сангвиника (холерика, флегматика, меланхолика)?

4. В чем заключается сущностное отличие темперамента от характера и их взаимосвязь?

5. Что влияет на формирование характера?

6. Что вы знаете о классификации черт характера?

7. Какие бывают типы акцентуации характера?

8. Как проявляется характер вовне?

9. По каким основным признакам мы можем определить способности человека к той или иной деятельности?

10. Какие бывают виды способностей?

11. Что является физиологической основой способностей?

12. Каковы уровни развития способностей?

Задания для самостоятельной работы

1. Определите ведущий тип вашего темперамента.

2. Какие присущие вам психические свойства, характеризующие ведущий тип темперамента, способствуют профессиональной деятельности, а какие мешают?

3. Проанализируйте свое поведение, мысли, чувства и определите ведущие черты вашего характера. Что повлияло на формирование трех первых черт, которые вы указали. Предложите свой способ формирования волевых черт характера.

4. Определите, какие специальные способности необходимы вам в профессиональной деятельности. Проанализируйте, какие способности у вас уже развиты, а над развитием каких вам необходимо работать.