Понятие нормы в экспериментальной психологии.
Есть понятие так называемой среднестатистической нормы - нормы развития (то есть нормально все то, что укладывается в некий средний уровень, но таким образом, любое отклонение от этого уровня - скажем, гениальность - уже можно считать психиатрическим отклонением, как иногда и бывает…). Так же, есть определение социально-желаемой или культурной нормы - это тот уровень развития, который является социально-желаемым в данном обществе, стране (если ребенок не соответствует системе социально-культурных требований предъявляемых ему, то в данном случае необходима психологическая коррекция). В принципе психиатрами на сегодняшний день принято свое определение нормы. Оно гласит , что нормой в психологии и поведении человека является состояние при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц.
Главный принцип любого психологического исследования – принцип добровольности, никто не может быть подвергнут исследованию, имеет право прервать обследование в любой момент.
Всем испытуемым должно быть гарантировано что после обследования состояние не ухудшится. На практике рекомендуется придерживаться следующих правил.
Максимально полно информировать о характере исследования
Не задавать вопросов расового, политического и религиозного характера.
После эксперимента раскрыть цели и структуру. Хранить в секрете результаты обследования испытуемого.
- Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»
- Античные представления о психике человека.
- Исторические этапы развития психологии.
- Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
- Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.
- Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по и.П. Павлову
- Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:
- Организация психологического исследования.
- Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.
- Понятие нормы в экспериментальной психологии.
- Требования к экспериментальным методикам исследования.
- Корреляционный метод в психологии.
- Экспериментальный метод в психологии.
- Классификация методов исследования в психологии.
- Этика психологического исследования.
- Наблюдение и его разновидности.
- Опрос и его разновидности
- Тесты и их разновидности.
- Моделирование в психологии.
- Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях
- Слепой метод исследования в психологии.
- Сущность, структура и функции общении
- Виды общения
- Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления
- Методы взаимодействия в общении
- Механизмы перцептивного процесса в общении
- Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация
- Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации
- Механизмы развития межличностных отношений
- Динамика развития межличностных отношений
- Формы межличностного психического взаимодействия
- Свойства восприятия.
- Виды ощущений.
- Виды эмоциональных состояний.
- Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.
- Виды мышления.
- Виды памяти у человека.
- Основные дидактические концепции.
- Цели и содержание образования.
- Виды обучения. Виды обучения
- Теории обучения.