Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.
Назначение выборки — представлять генеральную совокупность и при этом адекватно отображать ее существенные свойства. Короче говоря, выборка должна быть представительна, или репрезентативна. Выборки многообразны: они различаются объемами, способами отбора объектов из генеральной совокупности, однократностью либо многократностью использования, региональной принадлежностью, определенной вероятностной структурой. По объему различают малые, средние, большие и очень большие выборки. Малыми называются выборки объемом от двух до тридцати наблюдений. К средним относят выборки с объемом больше тридцати и до нескольких сотен наблюдений. Выборки большого объема охватывают от нескольких сотен наблюдений до нескольких десятков тысяч объектов. Наконец, выборки очень большого объема содержат до миллиона и более наблюдений (это выборочные переписи населения и объекты компьютерного математического моделирования). Объем выборки — существенная характеристика: от него зависит, отчасти конечно, репрезентативность, а также трудоемкость и стоимость исследования. По способу отбора прежде всего различают случайные и неслучайные выборки. Случайным называется отбор по жребию (по таблице случайных чисел и т.д.). При этом всем объектам генеральной совокупности должны обеспечиваться равные шансы попасть в выборку. Неслучайные выборки создаются с использованием априорных сведений о генеральной совокупности. К неслучайным относятся, например, типическая и серийная выборки.
По количеству использований различают однократные и многократные выборки. Однократные применяют, как правило, в научных исследованиях, а многократные — в практических (или научно-практических). Многократные выборки, или так называемые панели, применяются для периодического получения от населения информации о качестве товаров, о политических предпочтениях и т. п. По масштабности и территориальному принципу различают районные, городские, региональные и национальные выборки. Это могут быть также выборки для предприятия, учреждения, учебного заведения. Для разработки или адаптации хороших психодиагностических тестов необходимы национальные выборки.
В итоге заметим, что конструирование выборки—дело сложное и ответственное. Выборка должна создаваться под определенную реальную генеральную совокупность. Иначе обоснование ее репрезентативности оказывается невозможным.
-
Содержание
- Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»
- Античные представления о психике человека.
- Исторические этапы развития психологии.
- Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
- Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.
- Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по и.П. Павлову
- Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:
- Организация психологического исследования.
- Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.
- Понятие нормы в экспериментальной психологии.
- Требования к экспериментальным методикам исследования.
- Корреляционный метод в психологии.
- Экспериментальный метод в психологии.
- Классификация методов исследования в психологии.
- Этика психологического исследования.
- Наблюдение и его разновидности.
- Опрос и его разновидности
- Тесты и их разновидности.
- Моделирование в психологии.
- Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях
- Слепой метод исследования в психологии.
- Сущность, структура и функции общении
- Виды общения
- Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления
- Методы взаимодействия в общении
- Механизмы перцептивного процесса в общении
- Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация
- Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации
- Механизмы развития межличностных отношений
- Динамика развития межличностных отношений
- Формы межличностного психического взаимодействия
- Свойства восприятия.
- Виды ощущений.
- Виды эмоциональных состояний.
- Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.
- Виды мышления.
- Виды памяти у человека.
- Основные дидактические концепции.
- Цели и содержание образования.
- Виды обучения. Виды обучения
- Теории обучения.