logo
psikhologia_zachet

Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.

Назначение выборки — представлять генеральную совокуп­ность и при этом адекватно отображать ее существенные свойства. Короче говоря, выборка должна быть представительна, или реп­резентативна. Выборки многообразны: они различаются объемами, спосо­бами отбора объектов из генеральной совокупности, однократно­стью либо многократностью использования, региональной при­надлежностью, определенной вероятностной структурой. По объему различают малые, средние, большие и очень боль­шие выборки. Малыми называются выборки объемом от двух до тридцати наблюдений. К средним относят выборки с объемом больше тридцати и до нескольких сотен наблюдений. Выборки большого объема охватывают от нескольких сотен наблюдений до нескольких десятков тысяч объектов. Наконец, выборки очень большого объема содержат до миллиона и более наблюдений (это выборочные переписи населения и объекты компьютерного ма­тематического моделирования). Объем выборки — существенная характеристика: от него зависит, отчасти конечно, репрезентатив­ность, а также трудоемкость и стоимость исследования. По способу отбора прежде всего различают случайные и не­случайные выборки. Случайным называется отбор по жребию (по таблице случайных чисел и т.д.). При этом всем объектам гене­ральной совокупности должны обеспечиваться равные шансы попасть в выборку. Неслучайные выборки создаются с использованием априор­ных сведений о генеральной совокупности. К неслучайным относятся, напри­мер, типическая и серийная выборки.

По количеству использований различают однократные и мно­гократные выборки. Однократные применяют, как правило, в науч­ных исследованиях, а многократные — в практических (или научно-практических). Многократные выборки, или так называемые пане­ли, применяются для периодического получения от населения ин­формации о качестве товаров, о политических предпочтениях и т. п. По масштабности и территориальному принципу различают районные, городские, региональные и национальные выборки. Это могут быть также выборки для предприятия, учреждения, учебного заведения. Для разработки или адаптации хороших пси­ходиагностических тестов необходимы национальные выборки.

В итоге заметим, что конструирование выборки—дело сложное и ответственное. Выборка должна создаваться под определенную реальную генеральную совокупность. Иначе обоснование ее репре­зентативности оказывается невозможным.