Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:
1). сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;
2). уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);
3). подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
И.П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности.
И.П. Павлов различал 4 основных типа нервной системы:
1). сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П. Павлову – сангвинический темперамент);
2). сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П. Павлову – флегматический темперамент);
3). сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П. Павлову – холерический темперамент);
4). слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).
Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы ([1], c. 408).. Павлов связывал общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
- Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»
- Античные представления о психике человека.
- Исторические этапы развития психологии.
- Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
- Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.
- Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по и.П. Павлову
- Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:
- Организация психологического исследования.
- Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.
- Понятие нормы в экспериментальной психологии.
- Требования к экспериментальным методикам исследования.
- Корреляционный метод в психологии.
- Экспериментальный метод в психологии.
- Классификация методов исследования в психологии.
- Этика психологического исследования.
- Наблюдение и его разновидности.
- Опрос и его разновидности
- Тесты и их разновидности.
- Моделирование в психологии.
- Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях
- Слепой метод исследования в психологии.
- Сущность, структура и функции общении
- Виды общения
- Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления
- Методы взаимодействия в общении
- Механизмы перцептивного процесса в общении
- Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация
- Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации
- Механизмы развития межличностных отношений
- Динамика развития межличностных отношений
- Формы межличностного психического взаимодействия
- Свойства восприятия.
- Виды ощущений.
- Виды эмоциональных состояний.
- Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.
- Виды мышления.
- Виды памяти у человека.
- Основные дидактические концепции.
- Цели и содержание образования.
- Виды обучения. Виды обучения
- Теории обучения.