Виды мышления.
Мышление – психич. процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Основные виды мышления: 1) Теоретическое понятийное мышление – мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. 3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич. вывода из суждений и понятий.
Виды речи и их назначение.
-
Содержание
- Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»
- Античные представления о психике человека.
- Исторические этапы развития психологии.
- Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
- Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.
- Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по и.П. Павлову
- Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:
- Организация психологического исследования.
- Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.
- Понятие нормы в экспериментальной психологии.
- Требования к экспериментальным методикам исследования.
- Корреляционный метод в психологии.
- Экспериментальный метод в психологии.
- Классификация методов исследования в психологии.
- Этика психологического исследования.
- Наблюдение и его разновидности.
- Опрос и его разновидности
- Тесты и их разновидности.
- Моделирование в психологии.
- Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях
- Слепой метод исследования в психологии.
- Сущность, структура и функции общении
- Виды общения
- Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления
- Методы взаимодействия в общении
- Механизмы перцептивного процесса в общении
- Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация
- Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации
- Механизмы развития межличностных отношений
- Динамика развития межличностных отношений
- Формы межличностного психического взаимодействия
- Свойства восприятия.
- Виды ощущений.
- Виды эмоциональных состояний.
- Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.
- Виды мышления.
- Виды памяти у человека.
- Основные дидактические концепции.
- Цели и содержание образования.
- Виды обучения. Виды обучения
- Теории обучения.