logo search
Психология Личности Учебник

2.1.1.1. Аспекты изучения человека

Индивид – это данный конкретный человек со всеми присущими ему особенностями (один из людей). «Индивид, – как правильно указывает Е. В. Шорохова (1966), – обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность».

Человеком рождаются – личностью становятся. Новорожденный ребенок – это человеческий индивид, но еще не личность. В благоприятных условиях развития он станет личностью. Но детей, выросших за пределами общества, и росших без изучения языка и социальных норм, часто невозможно отнести к личностям. Так же не определяются как личности индивиды, которые из-за генетических дефектов или вследствие какой-либо травмы ведут вегетативный образ жизни и не способны взаимодействовать с кем-либо. То же относится и к массовым убийцам и другим психопатам или социопатам (S. Hampson, 1995).

Личность – прижизненное системное образование, отражающее социальную сущность реального человека как сознательного субъекта познания и активного преобразователя мира. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии (табл. 1). Это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других.

Таблица 1

Схема психологической макроструктуры человека по Б. Г. Ананьеву

Индивидуальность человека может проявляться в особенностях его ума, чувств, воли по отдельности или вместе взятых. В житейском обиходе нередко приравнивают понятия «личность» и «яркая индивидуальность». С этой точки зрения личностью можно назвать только ярких, оригинальных, талантливых людей, которые оказывают сильное влияние на окружающих глубиной своих чувств, мыслей, поступков. Однако с позиций научной психологии личностью является каждый человек при условии достижения им определенного уровня развития.

2.1.1.2. Человек как элемент в различных системах

Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Ответ на вопрос о человеке как «элементе» разных систем, о том, является ли человек существом физическим, биологическим или разумным, не может быть дан до тех пор, пока не указана система , в которой рассматривается человек, и задачи , для решения которых становятся подобные вопросы (табл. 2). Проблема приобретения человеком системных качеств была поставлена и исследована А. Н. Леонтьевым.

Таблица 2

Уровни анализа человека

Выделяют следующие аспекты изучения человека как элемента различных систем:

•  структурно-функциональный (биологический). В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида. Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко приспособлены к условиям образа жизнедеятельности вида;

•  системно-исторический (общественный). Наряду со структурно-функциональным аспектом анализа системных качеств человека выделяют еще один аспект его изучения в системе общества – системно-исторический. Этот аспект системных качеств отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» общественных систем, в том числе и «личность» в системе общественных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например, социальные роли раздвигают границы тех систем, в которые она входит.

Человек как «элемент» входит во множество разнопорядковых физических, биологических и социальных систем. Этот аспект системного исследования человека выступает при его изучении в системно-структурном ракурсе. Системно-исторический план изучения человека открывает новые грани видения человека в разных системах и приводит к проблеме изучения его роли в эволюции систем, преобразовании природы и общества.