logo search
Обзорные лк МИФ

45. Профориентационная работа практического психолога образования.

Понятие самоопределения соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление и др.

Таким образом, можно соотнести понятия «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение». Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Однако, имеются и отличия:

-Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение- от самого человека.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе)- это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, который часто не опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни человек вынужден совершать множество выборов.

Е.А.Климов выделяет 2 уровня профессионального самоопределения:

- гностический (перестройка сознания и самосознания);

-практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей.

Таким образом, профессиональное самоопределение- поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также- нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложив­шихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предпола­гает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии (Л.И.Божович).

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы. (Климов Е.А., 1984).

Обеспечение процесса профессионального самоопределения подростков и юношей одна из центральных задач работы психолога образовательного учреждения.

Факторы, влияющие на профессиональный выбор учащихся:

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение. Родители оказывают влияние также, обучая своей профессии;

2) позиция сверстников: дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.): Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

4) личные профессиональные и жизненные планы: В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности и их проявления: Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности, интересы.

9) престиж профессии (Климов Е.А.,1984).

Безусловно, психолог должен учитывать эти факторы при организации своей работы.

Главные задачи предпрофильной и профильной подготовки связывают с задачей профориентации, с тем, чтобы решить, профориентационную задачу.

При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.д.). Профильная ориентация предполагает «оказание учащимся психолого- педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Так же отмечается, что профильная ориентация способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

В профориентации традиционно выделяются направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.

И профориентация и профконсультация- это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Однако субъектом профессионального определения не становятся. Задача педагогов и психологов заключается в том, чтобы помочь подростку сделать сложные жизненные выборы. Но это должна быть такая помощь, когда выбор делаются подростком самостоятельно, и только тогда он может считаться полноценным субъектом самоопределения.

В организации психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки используют разнообразные методы. Наиболле полная их классификация принадлежит Н.Н. Пряжникову.

Классификация методов формирования профессионального и личного самоопределения (Н.С.Пряжников):

1. Профориентационные игры с классом- рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более скромный эффект, чем более скромный эффект, чем более длительные терапевтические группы и консультации.

2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);

3. Карточные профконсультационные методики:

А) информационно- поисковые системы («професьянсы», внешне напоминающие раскладывание пасьянсов, когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);

Б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессий, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.

4. Настольные карточные игры- эффективны при использовании профконсультантом, например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере.

5. Бланковые карточные методики- самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.

6. Активизирующие профориентационные опросники- «игра в тесты», т.к. из главная цель- заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Данные методики обладают и диагностическим эффектом, т.к. некоторые из них снабжены приблизительными нормами.

7. Бланковые игры с классом – работают как с классом в целом, так и с отдельными учащимися. Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких престижных профессий как бизнесмен, юрист.

8. Ценностно- смысловые опросники- главный акцент делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день в открытую говорить открыто рискованно.

Профориентационная работа психолога включает в себя несколько этапов, различающихся как частными задачами, содержанием, так и формами (О.В.Хухлаева):

К подготовительному этапу можно отнести работу с 5— 6-ми классами. Его основная задача — помощь подросткам в прохождении возрастного кризиса и кризиса «отделения от семьи», кризиса построения новых взрослых отношений с ро­дителями. Эта работа продолжается и на следующих этапах, но основное внимание ей уделяется именно в данный пери­од, так как в начале кризиса подростки с большей готовнос­тью идут на контакт, нежели позже. В 5—6-х классах закла­дывается «фундамент» предпрофильной работы, поскольку обсуждать будущее можно только с эмоционально созревши­ми подростками, готовыми к принятию самостоятельных ре­шений. На этом этапе можно рекомендовать групповые заня­тия, индивидуальные консультации — все, что направлено на самопознание подростков. Для оптимизации взаимодействия с родителями очень полезны детско-родительские игры.

Первый этап — начало предпрофильной работы с семи­классниками. Основная задача этого этапа — мотивирование подростков к размышлению о будущем. Важно избежать при этом назидательности и скуки, постараться эмоционально яркими, по возможности игровыми «мазками» ввести буду­щее в круг интересов подростков. Можно провести конкурс фантастических про­ектов, содержанием которых станет будущее одноклассника, школы, города.

На этом этапе полезно акцентировать возрастание статуса подростков. Для этого можно, в частности, привлекать их к организации игровых программ с первоклассниками или вклю­чать в другую социально значимую деятельность.

Второй этап (восьмой класс) стоит посвятить содержа­тельному наполнению будущего. Для этого можно организо­вать серию занятий, на которых будущее обсуждается в свете жизненных целей, приоритетных ценностей, интересов и спо­собностей. Основным итогом этих занятий должно стать по­буждение подростков к совершению жизненных выборов, и в числе первых — выбора профиля обучения. Подростки осоз­нают, что выбор должен быть самостоятельным, обоснован­ным, ответственным.

Третий этап. В девятом классе совершается профессио­нальное наполнение отдаленного будущего, определяются пути его достижения. Используются различного рода профориентационные игры (составление различных классификаций про­фессий, резюме, игровое поступление на работу и т.п.).

В начале девятого класса полезно совместно с админист­рацией школы провести активирующее собеседование с уча­щимися с письменной фиксацией его результатов о предпо­лагаемом выборе профиля, а в апреле — аналогичное собесе­дование с участием родителей.