logo search
волкова экзамен

45.Техники оказания психологического воздействия (пауза молчания, конфронтация, интерпритация, предоставление информации).

Тишина необходима для глубокого осмысления, происходящего с клиентом. Иногда молчание означает прерывание контакта (непродуктивное молчание). Консультанту важно научиться быть чутким к тишине и уметь специально создавать и использовать эти паузы. Продуктивное молчание увеличивает эмоциональное взаимодействие клиента и консультанта. Позволяет клиенту изучать себя.

Важные моменты молчания в психологическом консультировании:

• В начале беседы паузы молчания могут выражать тревогу, растерянность клиента. • Во время паузы клиент обдумывает свои слова для продолжения рассказа, обдумывать, возникающие во время беседы догадки, идеи. • У консультанта так же важны паузы молчания. Они нужны для обдумывания нового вопроса, для подведения итога какой-то части беседы, выбрать главное, важное из какой-то части рассказа клиента. • Молчание означает, что будет продолжение беседы со стороны клиента или консультанта (разделение ответственности за беседу). • Пауза молчания, если она субъективна, может быть неприятной т.к. беседа зашла в тупик. Придётся искать новое направление беседы. • Молчание может означать сопротивление клиента процессу консультации. • Пауза возникает, когда беседа имеет формальный характер. Клиент и консультант избегают обсуждение важных тем, приближение к которым увеличивает тревожность у клиента. • Молчание, как обобщение. И это молчание более осмыслено и красноречиво любых слов.

Затянувшееся молчание можно прервать фразами: «О чём вы думаете? Что сейчас чувствуете? Что важного в этом молчании?»

Иногда не следует сразу прерывать молчание клиента. Лучше дать ему «дозреть». А со стороны консультанта неожиданное молчание говорит о том, что клиент допустил какую-то оплошность, неприятную для консультанта.

«Молчанье – золото!» - сказал один мудрец. А умело использованное молчание – золото вдвойне.

Техника конфронтации

Конфронтация – это позиционная война. Первоначально конфронтацию описал Клод Стейнер, руководитель групповой терапии в Центре специальных исследований в Сан-Франциско и преподаватель Международной ассоциации анализа взаимодействий, как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать. Этот способ оправдан тогда, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Конфронтация может быть действенной, только если пройдена каждая из необходимых ее фаз.

Конфронтация – это достаточно сильное средство, и если адресат воздействия принимает решение его применить, он обязан быть последовательным и идти до конца.

Первая фаза конфронтации

Это я-послание об эмоциях, которые вызывает существующее поведение инициатора воздействий. Например, манипулятор (мужчина) намеренно нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы у нее возникло чувство неудобства и она быстрее выполнила его просьбу. Он пододвигает свой стул близко к ее стулу и говорит: «Выдай мне нужную справку, она мне сегодня очень нужна». Девушка-адресат должна ответить ему я-посланием: «Когда ко мне подсаживаются так близко, я ощущаю тревогу и дискомфорт». Если манипулятор принимает это я-послание адресата, просит прощения и отодвигается, то цель достигнута и конфронтация окончена.

Если манипулятор не выполняет просьбы, заложенной в я-послании или, выполнив, затем снова делает попытки сузить психологическое пространство адресата, то следует перейти ко второй фазе.

Вторая фаза конфронтации

Усиление я-послания. В уже описанном примере девушка-адресат делает это так: «Когда я говорю, что у меня возникают тревога, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение и обиду. Мне плохо, понимаешь?» Если инициатор воздействия принимает это я-послание и прекращает поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация считается успешно завершенной. Только тогда, когда он этого не делает, следует перейти к третьей фазе.

Третья фаза конфронтации

Выражение пожелания просьбы, которая может звучать так: «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я очень прошу тебя ко мне не прикасаться».

Если просьба не выполняется, нужно перейти к следующей фазе.

Четвертая фаза конфронтации

Назначение санкций. Пример: «Если ты еще раз дотронешься до меня или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, сразу же уйду, а во-вторых, каждый раз буду уходить, как только ты ко мне приблизишься». Таким образом, санкция – это угроза, а угроза является частью принуждения. Если конфронтация достигла этой фазы, нужно понимать, что вы принуждаете манипулятора сделать выбор: либо подчиниться вашим требованиям, либо отказаться от дальнейшего общения с вами. Манипулятор может ответить на это принуждение встречной конфронтацией. Вы можете пойти на переговоры и обговорить его требования.

Лишь в том случае, если манипулятор не прекращает свои действия или вы не достигли общего решения, следует перейти к последней фазе.

Пятая фаза конфронтации

Реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого общения с инициатором. Вплоть до того, чтобы порвать отношения с ним.

Как видите, конфронтация является методом, который требует от вас решимости идти до конца в отстаивании собственной психологической свободы, своего права противоборствовать чужому влиянию.

Проблему влияния необходимо продолжать исследовать, так как она весьма сложная и многосторонняя. Современный человек зачастую весьма страдает от неумения противостоять чужому влиянию психологически корректными способами. Проблема имеет также важное теоретическое значение, так как влияние может рассматриваться в качестве атрибута личности, как ее неотъемлемая характеристика которая проявляется во взаимодействии с людьми. Техника интерпретации

Основа техники - повторение за клиентом части его повествования в собственной (психолога) интерпретации. Техника интерпретации помогает:     - наладить контакт,     - производить уточнения непосредственно по ходу изложения,     - направлять мысли клиента в нужное русло.     В том числе интерпретация со стороны специалиста помогает клиенту более рационально и последовательно излагать материал, критически относиться к собственным суждениям, под новым углом зрения увидеть проблемную ситуацию. Многих клиентов приводит на консультацию собственная косность, склонность шаблонно реагировать, раскладывать все на "черное" и "белое". Интерпретации специалиста подталкивают к более критическому и диалектическому видению реальности.     Клиенту очень важно знать, что его внимательно слушают. Техника интерпретации показывает, что не только его внимательно слушают, но и активно, серьезно обдумывают его проблемы, ситуацию. Это важно и для первоначального налаживания контакта, и для дальнейшего плотного сотрудничества.     В ряде случаев техника интерпретации может стать ядром других методов воздействия.     Внешне техника интерпретации представляется простой и доступной. Клиент рассказывает о своих проблемах и вообще своей жизни. В некоторые моменты времени консультант его вежливо останавливает и спрашивает: "Правильно ли я понял, что вы считаете...", "Если я не ошибаюсь, ваш муж тоже был сильно расстроен...", "А вам не кажется, что в этом и есть источник проблемы?", "Только не обижайтесь, пожалуйста, мне кажется, что вы здесь не совсем искренни со мной..." Однако неквалифицированное ее использование вряд ли будет полезно, может даже нанести урон.     Выделяется три вида интерпретации в консультировании.