Виды памяти у человека.
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую невозможно оказать влияние через обучение и воспитание). Во 2 случае говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и самосохранением). По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов); 3) осмысление и группировка материала; 4) сравнение; 5) ассоциации.
- Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»
- Античные представления о психике человека.
- Исторические этапы развития психологии.
- Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
- Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.
- Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по и.П. Павлову
- Учение и.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:
- Организация психологического исследования.
- Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.
- Понятие нормы в экспериментальной психологии.
- Требования к экспериментальным методикам исследования.
- Корреляционный метод в психологии.
- Экспериментальный метод в психологии.
- Классификация методов исследования в психологии.
- Этика психологического исследования.
- Наблюдение и его разновидности.
- Опрос и его разновидности
- Тесты и их разновидности.
- Моделирование в психологии.
- Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях
- Слепой метод исследования в психологии.
- Сущность, структура и функции общении
- Виды общения
- Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления
- Методы взаимодействия в общении
- Механизмы перцептивного процесса в общении
- Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация
- Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации
- Механизмы развития межличностных отношений
- Динамика развития межличностных отношений
- Формы межличностного психического взаимодействия
- Свойства восприятия.
- Виды ощущений.
- Виды эмоциональных состояний.
- Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.
- Виды мышления.
- Виды памяти у человека.
- Основные дидактические концепции.
- Цели и содержание образования.
- Виды обучения. Виды обучения
- Теории обучения.