logo search
Andreev_Pedagogika_vyssh_shkoly_Kn / Андреев Педагогика высш школы Кн

3. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную иос.

Позволю себе сформулировать казалось бы очевидный, тем не менее, часто не принимаемый во внимание важный принцип, говорящий о том, что становление и развитие системы открытого образования (СОО) без специально подготовленных и высоко мотивированных преподавателей невозможно. Обычно получается так, что на начальном этапе становления СОО руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе в СОО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, и тем самым они полагают, что при этом учебный процесс развернется сам собой. Эта типичная ошибка игнорирования системного подхода, который требует учитывать элементы по крайней мере канонической педагогической системы, включающей в себя содержание обучения, преподавателей, студентов, технологическую подсистему, объединяющую в себе средства, методы и формы.

    Таким образом, решение этой проблемы включает в себя подготовку участников образовательного процесса, как в области средств информационных и коммуникационных технологий, так и педагогики современных информационно- образовательных сред. Анализ программ подготовки показывает, что основное внимание до сих пор уделяется подготовке в области средств информационных и коммуникационных технологий, основываясь на ошибочной посылке о том, что знание и умение преподавателя использовать возможности средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в учебном процессе.

Анализ многочисленных программ подготовки преподавателей позволил автору сформировать вариант учебной программы. Действительно, чему же учить преподавателей, большинство из которых проводят занятия в традиционном очном варианте? Обучение в СОО проводится преимущественно с применением средств компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако это не означает, что преподаватель должен изучить только свойства и как пользоваться средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий. Не отрицая важности этого раздела подчеркнем, что содержание обучения должно включать и другие темы, о которых мы поговорим ниже.

Идеи основных разделов, которые автор хотел представить в программе, это то, что преподаватель должен иметь представление в какой системе образования ему предстоит работать (это, очевидно, СОО); как готовить учебно – методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности системы; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, - какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права.