2.Актуальные проблемы э-педагогики
Формирование совокупности, (а в идеале системы) проблем – это важный шаг в развитии новой электронной педагогики. Эти проблемы в своей основе схожи проблемам традиционной педагогики, но имеют свои особенности и акценты. Поэтому рассмотрим психолого – педагогические проблемы Э-педагогики, акцентируя внимание на Интернет – обучении и, по возможности, прокомментируем их. Эти проблемы надо решать в комплексе, вместе, - в противном случае мы будем латать дыры в уже, худо – бедно, созданной информационно-образовательной среде (системе) или, если создавать все заново, то вообще ничего хорошего не получится.
Перечислим по порядку, но не по важности и прокомментируем ряд проблем, скорее блоков проблем, которые нам удалось выделить и сформировать.
1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.
Видимо ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в виртуальной образовательной среде и существующие попытки строить компьютерное и Интернет – обучение в соответствии с ними оказались малоэффективными. Неудовлетворительное состояние понятийно – терминологической проблемы подтверждает хотя бы частный пример многозначного смысловые значения одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в научно – педагогической среде, а именно: электронный учебник, компьютеризированный учебник, АОС, ПСУН, КОПР, и т.д. В конце концов, всю эту совокупность назвали электронные издания учебного назначения, хотя это тоже не установившееся понятие.
Здесь имеет смысл пояснить, что такое теория, какие ее признаки. Какие теории существуют в педагогики сейчас. На бытовом уровне это ассоциируется с описания какого-то явления.
До сих пор под теорией в гуманитарных науках понимают, как и при командно – административной советской системе, следующее «Теория- система руководящих идей в той или иной области знаний; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно – исторической жизни». Поэтому в учебниках по педагогике можно встретить разделы по названиям теории обучения, например, ассоциативно – рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, и т.д. где на словах описывается некоторые положения и идеи. Это правильнее назвать подхдами, не теориями.
В жизни все, естественно, сложнее и не так. В наиболее доступной и сжатой форме о существе теории сказано Ю.Г. Фокиным.[1]
Теория-система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. Теория неразрывно связана с языком, отражающим ту концепцию, которая избрана автором теории. Началом и базой любой теории является понятийно - терминологический аппарат.
В роли слов такого языка выступают термины, а в качестве терминов иногда используются слова обычного языка. При этом нужно учитывать, что слова любого языка, используемого для общения между людьми, могут использоваться для разных целей. «Договоримся о словах» - так начинали диспут древние Греки – поскольку знали правило - «правильно называть - правильно понимать». Тем не менее, нужно помнить, что обыденные значения слов, используемых в качестве терминов могут вызывать вредные для строгости рассуждения, ассоциации и стать источником недоразумений.
Термин обозначает понятие, но не раскрывает его. Именно поэтому для устранения разного понимания терминов при обсуждении сложных проблем рекомендуется заменять термины соответствующими им развернутыми определениями понятий.
Для заземленных практиков можно считать, что научная теория представляет собой систему правил и принципов (т.е. исходных положений), регулирующих функционирование и развитие изучаемых объектов.[2]
Она описывает устойчивые, повторяющиеся свойства и отношения, имеющие универсальный характер в изучаемой области. В естественных и общественных науках такая универсальность выступает как закон данной предметной области.
Методология- система принципов и правил, используемых в какой-либо целенаправленной деятельности.
2. Проблема оптимального состава учебно – методических комплексов (УМК) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения
Проблема кроется, например, в определении пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна рассматриваться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК. Решение данной проблемы сопрягается с проблемами стандартизации в образовании и решается ее средствами и методами (IMS,SCORM и т.д.).
Наиболее продвинутыми в области формирования УМК, который может быть рекомендован при обучении в системе открытого образования (т.е. с успехом применяться в очном, заочном и др. формах получения образования) является МЭСИ. Приведем пример состава экспериментального комплекса, который используется при реальном обучении на кафедре «Экспериментальной и прикладной педагогики» МЭСИ.
Учебно-методический комплекс
Учебная программа |
Учебное пособие |
Электронная библиотека курса |
Видео/аудио лекции, презентации |
Проблемный глоссарий |
Руководство по изучению дисциплины |
Тесты |
Руководство по подготовке реферата |
Прочее |
Бумага |
CD |
Видео кассета |
Аудио кассета |
И н т е р н е т |
Outlook |
WebCT |
Сайт кафедры |
Носители учебной информации |
На рисунке в виде пирамиды выстроены элементы комлекса, а внизу носители, на которых они выполнены. Для надежности многие элементы УМК дублируются на различных носителях. Например, учебное пособие выполнено на бумаге и в электронной форме, которая опубликована на сайте кафедры, кроме того, в оболочке WebCT (интегрированная среда разработки и использования сетевых курсов), предназначенная для обучения в Интернет.
Рекомендованная типовая структура представления учебного материала в учебном пособии включает в себя следующие элементы:
1.Наименование темы;
2. Цели изучения темы;
(перечисление того, что будет знать и уметь обучающийся в результате работы над материалом блока);
3.Названия разделов темы;
(учебных вопросов, на которые разбита тема)
4. Учебная информация по каждому разделу;
(учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д. При дидактической необходимости используется гипертекст и мультимедиа);
5. Выводы или резюме по разделу;
6.Вопросы для самопроверки;
7. Список литературы и ссылки на сайты Интернет, содержащие информацию по теме.
Анализ состояния дел при практическом обучении в разных университетах (МЭСИ, РУДН, РХТУ и др. показывает, что эмпирическое обучение асимптотически приводит к одним и тем же результатам в формировани УМК.
3. Проблемы оптимизация психолого – эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
Учебная информация, расположенная на элементах УМК (учебнике, стади – гайд и т.д.) может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемо – образов, видеоряда и т.д. или при их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и санитарно-гигиенические требования. Эта проблема связана с психолого-лингвистическими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера и использованием психологических характеристик пользователей в системе открытого образования. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др.
Для решения этой проблемы должны быть разработаны программы, аналогичные программам исследований, которые проводятся в Российской академии образования (отделение высшей школы) в этой области, в Воронежском государственном педагогическом университете, РАГС и других вузах и научно-исследовательских организациях, но с учетом специфики обучения в ИОС.
- А.А. Андреев
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- 1. Возникновение и развитие классической педагогики
- 2. Андрагогика
- 3. Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.2 Роль образования в обществе
- Учебные вопросы
- 1. Роль системы образования в обществе
- Лиссабонская декларация
- Болонская декларация
- Международные программы ес в области высшего образования
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 1. Информатизация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- 1.4 Открытое образование
- 2.Корпоративное обучение
- 3.Открытое образование
- 2.1 Категории педагогики
- Определения дистанционного образования из российских и зарубежных источников
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе образования Учебные вопросы
- Учебные материалы
- 1. 1. Принципы в педагогике и их классификация
- 1. Знать сущность и структуру иос
- 1. Понятие информационно-образовательной среды
- Содержание
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- А.Эйнштейн Учебные вопросы
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную иос.
- Раздел I .
- Тема 1.1. Открытое образование – составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.