Учебный материал
Проблемы педагогики как следствие кризиса образования
К концу ХХ-го столетия почти во всех развитых странах мира сформировалось массовое недовольство современным образованием, которое касается разных секторов и разных сторон этой разветвленной системы. Больше всего претензий к общеобразовательной школе, однако и высшая школа не вызывает восторга из-за, например, акцента на профессиональную подготовку студентов в ущерб общекультурному развитию, низкий уровень профессиональной мотивации и ответственности, жесткая регламентация деятельности студентов, порождающая пассивность выпускников, нивелировка уровней подготовки и т.п. В этой связи говорят о всемирном кризисе образования, кризисе цивилизации, о смене парадигмы педагогического мышления и даже о кризисе человека и о необходимости его переделки[1].
Формирование новой педагогики связывают с формированием свободной личности, не в удовлетворении интересов государства (хотя и этого нельзя отрицать), не в формировании личности по стандарту, а в развитии свободной личности, в развитии талантов личности, в развитии сущности науки и посвящения в тайны бытия личности, решения проблем реальности должна видеть педагогика свою задачу.
Обучение знаниям и основам наук, видимо, исчерпало себя и завело педагогику в тупик. Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности.
Можно наглядно пояснить причины переживаемого кризиса (по А.В. Курбатову)В течении 1900 лет развития нашей цивилизации большинство населения осваивало трудовую деятельность, непосредственно перенимая и продолжая деятельность своих родителей, грамотность и образование были репродуктивны и элитарны. В ХХ-м веке образование необходимо большинству населения. В первые 70 лет этого интервала репродуктивность образования еще позволяет адекватно реагировать на изменение условий жизни, но далее образование начинает отставать от темпов изменения жизни, и с ним надо что-то делать. Возникающие проблемы надо формулировать и решать на научной основе.
- А.А. Андреев
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- 1. Возникновение и развитие классической педагогики
- 2. Андрагогика
- 3. Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.2 Роль образования в обществе
- Учебные вопросы
- 1. Роль системы образования в обществе
- Лиссабонская декларация
- Болонская декларация
- Международные программы ес в области высшего образования
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 1. Информатизация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- 1.4 Открытое образование
- 2.Корпоративное обучение
- 3.Открытое образование
- 2.1 Категории педагогики
- Определения дистанционного образования из российских и зарубежных источников
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе образования Учебные вопросы
- Учебные материалы
- 1. 1. Принципы в педагогике и их классификация
- 1. Знать сущность и структуру иос
- 1. Понятие информационно-образовательной среды
- Содержание
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- А.Эйнштейн Учебные вопросы
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную иос.
- Раздел I .
- Тема 1.1. Открытое образование – составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.