logo
Andreev_Pedagogika_vyssh_shkoly_Kn / Андреев Педагогика высш школы Кн

1. Роль системы образования в обществе

В XXI веке человечество вынуждено будет решать новые глобальные проблемы. Это осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д.

Правдоподобной гипотезой является то, что образование XXI века является ключом к решению перечисленных выше глобальных проблем современного мира, хотя известно, что образование помогало решить проблемы человечества не только в 21 веке. Можно привести для иллюстрации исторические факты, которые говорят о важности сферы образования в обществе, независимо от времени и социального строя.

Вильгельм фон Гумбольд, впервые отстоявший идею государственной устойчивой поддержки университетов, сделал это в период вторжения наполеоновских войск на территорию германских государств. Занимаясь реформой прусской образовательной системы, организовал в 1810 году Берлинский университет.

Из истории высшего образования в США можно привести такой пример. Решение Ф. Рузвельта о беспрецендентной поддержке университетов в годы великой депрессии. В конечном счете, именно это помогло стране преодолеть кризисное состояние и достичь позиций мирового лидерства в области организации современного производства и наукоемких технологий. Можно напомнить крылатую фразу “Америка богата не потому, что у нее много денег, а потому, что у нее много университетов”.

Заметим, что, к сожалению, эти очевидные факты не особенно учитывались российскими чиновниками высшего уровня до недавнего времени, хотя понятно, что нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.

По мнению многочисленных отечественных и зарубежных экспертов Развитие экономики в предстоящие десятилетия, будет определяться ресурсами, имеющие две разные окраски: “черное золото” и “серое вещество”.

Подтверждением того, что именно «человеческий капитал» является основным национальным богатством, являются денежные оценки национального богатства, произведенные Всемирным банком[1]. Приведенные диаграммы показывают, что в структуре национального богатства доминирует «человеческий капитал», составляющий в среднем 2/3 от общего национального богатства, Таким образом, подтверждается тезис о том, что в XXI веке главным фактором развития и воспроизводства (с точки зрения экономики) становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического развития, на поддержание которых в мире ежегодно тратится 15-20 трлн. долларов.

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития включают в их состав как одно из стратегических направлений - развитие национальных систем образования. Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентноспособной системы образования не может быть конкурентноспособной экономики.

Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. Применительно к России правительство не должно связывать стратегию ее развития, опираясь только на ее природные ресурсы, образно говоря, оно не должно связывать судьбу России только с газовыми и нефтяными трубами. Сказанное относится к образовательной политике, которая должна учитывать следующие факты [1].

Образовательная сфера в развитых странах давно превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 - 1,9 единиц произведенного ВВП. Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России в первой декаде XXI века. Как показывает опыт многих стран, только ее опережающее развитие одновременно формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. Политика государства должна быть направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном плюралистическом меняющемся мире. Для этого необходима гибкая и точная адаптация системы образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, формирование способности к продуктивному труду и социальному партнерству.

Таким образом, невнимание к образованию следует рассматривать как разбазаривание челове­ческих ресурсов и пресекать попытки сократить масштабы как сис­темы образования в целом, так и системы высшего образования. Со­циальная значимость высшего образования в условиях рыночной экономики, его прагматиче­ская ценность позволяет специалисту с высшим образо­ванием достойно продать свои интеллектуальные услуги рабо­тодателю.

В настоящее время прагматическую ценность образования, можно количественно косвенно оценить по уровню безработицы среди людей, имеющих различный уровень образования.

  Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики. Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. При стабилизации расходов на финансирование других отраслей социальной сферы государство должно сосредоточить прирост средств именно на улучшении образования. Можно утверждать, что если пенсионная система воздает прошлому труду, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают настоящее, то образование работает на будущее страны. Его развитие является, по сути дела, условием развития других отраслей социальной сферы. Образование задает динамику качественного развития общества.

Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования осталась одним из немногих полей национального согласия, объединительным общественным фактором. Образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на ближайший период.

Осознание того, что будущее челове­чества, его выживание связано с дальнейшим развитием науки и образования, при­вело к значительному расширению охвата молодежи соответствующих возрастных групп образованием. К началу 90-х годов число учащихся в мире в сравнении с 1960 годом утроилось и достигло более 900 млн. чел. Численность студентов очных отделений вузов США увеличилась в период 70—8О гг. с 5,5 млн. человек до 7,3 млн. человек, или в 1,4 раза, а численность студентов дистационного обучения — с 2,4 млн. до 5.5 млн. чел. или в 2,3 раза. Среднегодовые темпы роста дистанционников в Великобритании в тот же период составили 10,8%, а студентов - очников — только 2,3 %.

Применительно к России также прослеживается тенденция увеличения численности поступающих в вузы, показанных на Рис. 1.2.4. по данным Центра исследований и статистики науки, если в 1990 году численность студентов была 190 человек на 10 000 населения, то в 1998 году уже 245 человек.

В системе образования формирование человека как личности и гражданина, на котором человек овладевает необходимыми знаниями, позволяющими ему формировать, иметь и реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве. Ос­новной социальной ценностью становится не государ­ство, не общество, не социальная группа, а отдельный индивидуум, возрастает роль индивидуального труда и образования. В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в образовании всех членов общества, которое должно стать непрерывным, доступным, развивающим и опережающим. Вузы как раз и предназначены для удовлетворения этих потребно­стей. О спросе на образование говорит и неуклонный рост конкурса на вступительных экзаменах. Если в 1992 году было 185 чел. на место, то в 1999 году 203 человека на место.

Примечательным фактом в системе образования становится устойчивая тенденция увеличения доли студентов, сочетающих учебу с трудовой деятельностью, сопровождающаяся быстрым развитием и широким при­менением разнообразных технических средств, обеспечивающих высокий ка­чественный уровень обучения. Среди них:

Современные сетевые технологии становятся неотъемлемой частью университетского и постуниверситетского образования во всем мире, чем определяются достаточно большие инвестиции в эту область в настоящее время. Например, в США в 1998-99 учебном году различными университетами и корпорациями было израсходовано почти 2 миллиарда долларов на проекты по созданию, развитию и поддержке новых форм университетского и постуниверситетского образования, поскольку:

Аналогичные проблемы встают и перед российской высшей школой.

Информационное общество предъявляет весьма жесткие требования к уровню квалификации и времени переобучения работников, поэтому существующая схема “университет, преподаватель и его профессиональные знания” объективно заменяется новой “студент и его потребности в образовании”. Образование должно стать доступным любому человеку, в любом месте, в любое время и по любой специальности.

Значимость современного образования требует, как обоснованно считают большинство исследователей радикальной перестройки существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, которое стремительно приближается и ставит перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Это характерно не только для российской системы, но и для всех систем образования в мире, и часто называется кризисом образования.

Над проблемой определения стратегии реформирования и дальнейшего развития системы образования работают сейчас специалисты многих стран мира. Так, например, Япония формирует свою новую национальную программу развития системы образования на период до 2015 года, а Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приступила в 1998 году к подготовке прогнозного доклада: «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года», в котором значительное внимание уделяется облику перспективной системы образования.

Предложения по реформированию системы образования в последние годы активно разрабатываются и обсуждаются в России, результатом, в частности, явилась «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», которая будет утверждена Федеральным законом и станет концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 года. Это будет подробно обсуждаться в разделе 1.5.

В заключение раздела обозначим мировые тенденции развития высшего образования, содержательное наполнение перечисленных пунктов будет проясняться по мере изучения учебного пособия:

  1. фундаментализация высшего образования;

  2. индивидуализация образования;

  3. теоретизация образования;

  4. плюрализм в высшем образовании;

  5. акселеризация высшего образования.

  2. Международные организации и программы в образовании

В развитии образования играют роль международных организаций, таких, как ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский союз и других трудно переоценить. Эти организации проводят международные конференции по проблемам образования, заключают специальные международные соглашения о взаимном признании дипломов, разрабатывают и осуществляют специальные программы, помогающие студентам из стран Восточной Европы присоединиться к уже сложившейся системе образования. Рассмотрим структуру, формы деятельности и основные международные программы [2].

  ЮНЕСКО

В системе Организации Объединенных Наций ЮНЕСКО представляет собой главное звено и основную арену сотрудничества в области образования. Действительно, именно на нее государства-члены непосредственно возложили ответственность "содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии". Это означает, что ее миссия носит, прежде всего, этический характер и что вся ее деятельность во всем мире направлена на достижение этих идеалов.

Деятельность ЮНЕСКО в области образования охватывает следующие направления. Большая часть мероприятий технического сотрудничества сосредоточена в трех основных сферах: политика, планирование и администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1% проектов), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%). Политика, планирование и администрация в области образования охватывают научные исследо­вания и подготовку кадров, а также вопросы, касающиеся школьных инфраструктур и широчайшей сферы деятельности, связанной с реформами систем образования.

К числу других областей, в которых ЮНЕСКО по просьбе государств-членов принимает участие, относятся следующие: разработка программ, научные исследования в педагогике, распространение грамотности, высшее образование, дошкольное воспитание, образование взрослых и образование лиц с физическими и умственными недостатками.

Конкретная деятельность ЮНЕСКО также развивается по трем основным направлениям. Первое направление представляет собой нормативную деятельность, в частности выполнение пересмотренной Рекомендации о техническом и профессиональном образовании, путем проведения исследований но вопросам национальной политики при тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью.

Вторым направлением является укрепление инфраструктур на национальном уровне: развитие подготовки преподавателей для технического образования, разработка учебных программ на нацио­нальных языках, использование местных ресурсов для строительства и ремонта учебных помещений и оборудования.

Третье направление этой программы представляет собой обмен информацией. Он происходит путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней и ряда исследований, отражающих самые последние тенденции.

Выполняя свои программы, ЮНЕСКО помогает созданию прочных основ планирования образования, повышению эффективности процесса образования и увеличению его вклада в процесс развития личности и экономического, социального и культурного развития. Эта задача выполняется в различных формах подразделениями ЮНЕСКО на всех уровнях - национальном, региональном и международном, как отделами в штаб-квартире в Париже, так и находящимся в Женеве Международным бюро просвещения (МБП), региональными бюро ЮНЕСКО, которые являются представительством Секретариата в регионах, и Международным институтом планирования образования (МИЛО), который в Париже готовит специалистов по планированию и администраторов в области образования многих стран мира. Этой же цели служат публикации Службы печати ЮНЕСКО и такие периодические издания, как журнал "Перспективы", который выходит на шести языках. Кроме того, существуют два региональных центра: Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) в Бухаресте и Региональный центр высшего образования в Латинской Америке (КРЕСАЛК) в Каракасе, располагающие каждый центром информации и документации. Наконец, созданный в 1952 г. в Гамбурге Институт ЮНЕСКО по образованию, не являющийся составной частью ЮНЕСКО, но тесно с ней связанный, располагает Центром документации, ставшим централизованной службой информации по непрерывному образованию.

Совет Европы

Совет Европы (СЕ) - одна из старейших международных межправительственных политических организаций на Европейском континенте - был основан в 1969 г. На момент основания в него входили 10 государств-учредителей. Сегодня ни одна из европейских полити­ческих структур не имеет такого количества учасгников - 40 европейских государств являются членами Совета Европы. Следует отметить, что Совет Европы и Европейский союз (ЕС) - это две различные и но задачам и по составу организации, хотя все 15 государств - членов Европейского союза являются также и членами Совета Европы. Диапазон деятельности СЕ очень широк: он охватывает практически весь спектр проблем, которые находятся сейчас в центре внимания Европейского сообщества: основные права и свободы человека; средства массовой информации и демократия; сотрудничество в области права; местная демократия и трансграничное сотрудничество; охрана окружающей среды и региональное планирование; социальные и экономические вопросы; проблемы молодежи, включая проблемы зашиты детства и семьи; здравоохранение; вопросы образования, культуры и культурного наследия, спорта и др.

Вопросы образования находили отражение в деятельности Совета Европы с самого начала его существования. С разработкой, принятием и открытием к подписанию в 1954 г. Европейской конвенции по культуре и созданием в том же году Фонда культуры, через который главным образом финансируется деятельность Совета Европы по образованию и культуре, начался новый этап его деятельности в образовании. Конвенция определила рамки деятельности СЕ в области образования и стала для него руководством к действию.

Программами СЕ по вопросам образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (Council for cultural cooperation -CCC). Сотрудничество в области образования и культуры в рамках Совета установлено на регулярной основе между 51 страной. Список проектов СЕ за прошедшие годы достаточно велик. В частности, он включает в себя и крупный проект по среднему школьному образованию, в котором на первый план выдвигались роль и значение среднего образования в подготовке молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. СЕ поощрял школьные связи и обмены, помогал создавать сети обмена информацией и устанавливать партнерские связи, организовывал работу по взаимному признанию дипломов по всей Европе, опубликовывал результаты исследований и практические руководства как для учителей, так и для тех, кто принимает решения.

В своих программах и проектах СЕ также уделял большое внимание университетам, помогал решать их проблемы, стимулируя сотрудничество между ними, сбор и распространение информации по этим вопросам и учреждение европейских проектов по высшему образованию. Приоритеты СЕ в этой области включали доступ к высшему образованию, признание эквивалентности дипломов и квалификаций, законодательную реформу в области высшего образо­вания в странах Центральной и Восточной Европы.

В 1995-1997 г.г., основными темами проектов СЕ по образованию были: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность; сотрудничество университетов Европы; программа реформы законодательства о высшем образовании (для новых стран-членов из Центральной и Восточной Европы); изучение языков и европейское гражданство; демократия, права человека и меньшинств и т.д.

Основным органом, через который планируется и осуществляется сотрудничество в области образования в рамках культурного сотрудничества является Совет по культурному сотрудничеству Совета Европы. Из своего состава CCC избирает Руководящий комитет по культурному сотрудничеству. Структурно CCC состоит из комитетов по образованию, культуре, культурному наследию, высшему образованию и исследованиям. Комитет по образованию готовит проекты программ деятельности СЕ. Важную роль в международном сотрудничестве в области образования на высшем уровне играет проводимая один раз в три года Постоянная конференция, которая вырабатывает рекомендации, адресованные правительствам государств-членов и Совету Европы, и таким образом существенно влияет на содержание его проектов и программ в области образования,

Всю работу по подготовке и организации различных мероприятий Совета Европы (конференции, семинары, симпозиумы, педагогические исследования и т.п.) и текущее руководство программами осуществляет Секретариат СЕ, Департамент образования входит в состав Управления образования, культуры и спорта Секретариата. Структура департамента включает отдел высшего образования и исследований (который состоит из секции высшего образования, секции исследований и группы по законодательным реформам), секцию школьного и внешкольного образования, секцию современных языков и секретариат Постоянной конференции министров образования, занимающийся подготовкой ее сессий.

Активно участвует в осуществлении сотрудничества в области образования и созданный еще в 1965 г. в структуре Секретариата Центр документации по образованию в Европе (Documentation centre for education in Europe). В задачи Центра входят сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, прежде всего в странах-членах, а также международных нормативных актов по образованию. Центр отвечает на информационные запросы министерств и других учреждений государств - членов СЕ и в пределах своих возможностей отвечает на индивидуальные запросы.

Программа деятельности СЕ в области образования на 1998-2000 гг. была принята на январской 1998 г. сессии Совета по культурному сотрудничеству и состояла из пяти крупных проектов по школьному образованию и четырех обширных проектов по организации высшего образования и педагогических исследований. В области высшего образования и научных исследований были приняты следующие проекты: "Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе"; "Юридическая помощь в обновлении высшего образования в новых странах-членах"; "Высшее образование для демократического общества"; "Сбор и распространение выборочных данных об исследованиях в области высшего образования для тех, кто принимает решения в странах-членах" , тезаурус и база данных ЕУДИСЕД (EUD1SED).