3.Открытое образование
Научные исследования, проводимые по научно- технической программе «Создание системы открытого образования показывают, что системой образования, которая будет адекватна нарождающемуся в России информационному обществу может стать система открытого образования. Это требует внесения принципиальных корректировок в организацию действующей системы образования с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы.
Что же скрывается под термином такое открытое образование (ОО)? По нашему мнению, наиболее близко к нашему взгляду на понятие ОО находится позиция Д.Эванса, который определяет ОО как цель или образовательную политику: обеспечение гибкого доступа к образованию, которое строится с учетом географических, социальных и временных ограничений конкретных обучающихся, а не образовательных учреждений. В свою очередь, ДО - средство достижения указанной цели с помощью которого обучающийся, находящийся на расстоянии от автора учебных материалов, получает возможность учиться в удобное для него время, в удобном месте и без непосредственного контакта с преподавателем.
Аналогичную трактовку ОО дает Центр по проведению исследований в сфере высшего образования и информации Открытого университета (Великобритания) который провел в 1999 г. "Стратегическое исследование вопросов законодательства, аккредитации, признания гарантий качества применительно к системе открытого и дистанционного образования в Центральной и Восточной Европе". В этом исследовании открытое образование трактуется как "гибкая форма обучения, что позволяет ей стать более доступной для студентов (по сравнению с традиционными формами)", а дистанционное образование "является формой приобретения знаний, неотступно следующей за открытым образованием".
Аналогично трактует этот термин Дж. Дэниэл, ''открытое образование может включать или не включать дистанционное образование, в то время как дистанционное образование может или не может оказывать воздействие на открытое обучение".
Таким образом можно сказать, что открытость образования в методологическом плане выступает двуедино: с одной стороны, как открытое включение индивида в различные стороны жизнедеятельности, осуществляемое образовательным учреждением, с другой - как открытость взаимосвязанных образовательных учреждений, как их распределенность (расположения в пространстве и функционирования во времени), что, в свою очередь, способствует открытости включения индивида в различные стороны жизнедеятельности, в действительно открытую систему образования. Разумеется, такая методологическая установка не может быть названа полной, но она, по нашему мнению, самодостаточна для построения теоретической модели открытого образования как одной из форм выражения открытого общества.
Система открытого образования максимально способствует решению главной задачи - расширенному воспроизводству социокультурного бытия, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (материальных и духовных ценностей, знаний, умений) от одного поколения к другому. Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые, основываясь на антропоцентрических идеях, рассматривают институт образования, прежде всего, как феномен культуры, позволяющий человеку в процессе социализации и инкультурации не только реализовать свои природные задатки и возможности, но и, подключаясь к новым массивам информации, адекватно адаптироваться к противоречивым условиям бытия[3].
Изучение научной литературы по проблемам открытого образования дало возможность сделать определенные обобщения и сформировать следующие характерные черты ОО.
1. Открытое образование предполагает открытость будущему, а его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения открытого творческого характера. Открытость систем (в том числе и общественных) как исходный принцип предполагает новые подходы в обществознании, смысл которых заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система в ее статическом состоянии, а человек с его неповторимостью как постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время - источник развития.
В открытом обществе человеческая индивидуальность выступает в качестве основы социальных связей людей. Сложность и многообразие задач, возникающих перед обществом, требуют индивидуальной инициативы и, следовательно, индивидуального разнообразия. Именно поэтому свободное развитие индивидуальности является условием свободного развития общества. Для открытой системы образования данное положение выступает основополагающим фактором. Проблема же состоит в том, чтобы найти единый ключ ко всему психическому строю человека: он должен быть вовлечен в обширный открытый мир, чтобы иметь возможность полностью реализовать свои потенциальные возможности.
2. Открытое образование дает свободный доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества, снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации посредством информационных сетей. Сами по себе информационные сети не новы. Но объединение цифровой обработки данных компьютерами, телекоммуникаций, современных способов аудио-видео представления информации, оптоволоконных каналов передачи информации и т.п. значительно увеличивают возможности таких сетей, приводя к созданию новых информационных технологий. В них видео- и аудиосредства, компьютерные и телекоммуникационные средства комбинируются новыми неожиданными способами. При этом требования для пользователей становятся все более простыми, а сами информационные услуги - более индивидуализированными.
Существует два основных источника получения информационного преимущества. Первый состоит во внеэкономической монополии на обладание информацией, возникающей при отсутствии информационной свободы (наличие различного рода административных и иных препятствий для распространения информации), когда субъект использует в своих целях информацию, недоступную остальным членам общества. Второй источник получения информационного преимущества состоит в индивидуальной способности некоторых индивидов лучше и быстрее других оценить и понять общедоступную информацию. В этом случае релевантное знание становится фактором, увеличивающим эффективность услуг труда: возникает инновационный поток, основанный на систематическом применении впервые поступающих в оборот инноваций. Возникновение инновационного потока означает не только то, что знания становятся столь же важным фактором производства, как естественные условия производства и капитал. В этом случае решающее значение приобретают образование и наука, систематическое обучение и переобучение работников, эффективно возможное только в условиях открытости самого образования.
3. Открытое образование предоставляет широкую свободу выбора стратегии образования. Каждый человек может учиться в удобное для него время и в любом месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по средствам связи (телефон, факсимильная связь, электронная почта, режим on-line в среде Интернет), а также в режиме регламентированного очного контакта. Основным принципом здесь является понимание человека как центрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процесс образования. Ситуация совместного творческого освоения мира, когда участники образовательного процесса объединяются в единую структуру, обладающую свойствами функционально ориентированной учебной среды, позволяет реализовать «оптимальные» образовательные стратегии для каждого человека. Иными словами, свобода выбора в открытом образовании, в которое включены разные составляющие (передача знаний, умений, навыков, формирование отношения человека к миру, обретение смыслов, самовыражение, социальное творчество), дает возможность представить обучение и воспитание как единое целое (которые в принципе разделить невозможно).
4.Открытое образование предполагает личностную ориентированность процесса обучения. Личностный подход ставит ближайшей целью задачу выработки качеств личности, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях открытого общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения послевузовского и дополнительного образования.
Добавим еще, что системообразующим началом российской системы открытого образования российского варианта является ее духовно-интеллектуальный смысл, который выступает в качестве субстанции как учебно-воспитательных программ, образовательных учреждений и органов управления образованием, так и государственных образовательных стандартов.
Содержание ОО должно быть направлено не только в одну сторону – интеллект, который при отсутствии у человека духовности и нравственности способен сформироваться в злой интеллект (злоумие). Недаром великий русский философ А.И. Ильин писал: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная образовыанность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».
Не менее значима проблема сохранения здоровья обучающихся и обучающих в СОО (известно, что только около 20% выпускников российской средней общеобразовательной школы имеют полноценное здоровье. Аналогичная статистика по выпускникам вузов отсутствует, но можно не сомневаться, что она не обрадует нас).
Как следует из вышесказанного, методологическую основу системы ОО может составить философия ОО, потому, что дает возможность целостного видения образовательных систем, их достоинств и недостатков; проясняет основные целостные ориентиры; формирует интегративное представление об образовании как социальном институте, виде духовного производства и воспроизводства, сфере культуры и одной из важнейших сфер социализации индивида.
Объективность появления открытого образования
Открытое образование является результатом исторического эволюционного пути становления и развития информационной цивилизации как неотъемлемой ее части и не зависит от политики государства в области образования.
Система ОО - это рациональный синтез известных форм получения образования на базе средств коммуникационных и телекоммуникационных технологий. Это объективный закономерный процесс, называемый конвергенцией - это закономерность (тенденция), присущая объектам и явлениям реального мира при их развитии в условиях информатизации. Особенно ярко она проявляется в развитии средств информационных технологий. Например, компьютер объединяет в себе несвойственные ему функции телевизора, приемника и наоборот телевизор становится сложным программируемым устройством, приближенным к компьютеру. Ряд примеров может быть продолжен.
Можно высказать гипотезу о том, что в будущем все формы получения образования конвергируют в одну, которую условно можно будет назвать, например, виртуальной. (такие новационные формы как ноосферная и генная рассматриваться пока не будут). Это созвучно известному высказыванию А.Д. Сахарова, который говорил: «… именно в конвергенции я вижу единственный путь спасения человечества».
Приведем качественные рассуждения, поясняющие процесс конвергенции двух наиболее известных форм очной и заочной. Рассмотрим, например, ЗО - заочную форму обучения форму получения образования Известно, что образовательный процесс при ЗО характеризуется достаточно жестким во времени циклическим регламентом. Это следующие друг за другом установочные занятия, межсессионная работа, экзаменационно-зачетные сессия. Регламентированный, без возможности выбора, набор дисциплин для изучения, ограниченное использование средств новых информационных технологий (СНИТ), особенно в межсессионный период, ограниченное контактное время во время сессии и полное его отсутствие в межсессионный период т.к. практически полностью отсутствует интерактивный обмен информацией даже с помощью почты и др.
Представим, что мы модернизируем ЗО следующим образом. Ввели гибкий график учебы и возможность выбора дисциплин для изучения студентом. Сдать экзамен по курсу можно в тот момент, когда студент считает себя подготовленным. В межсессионный период расширен контакт с преподавателем за счет использования средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) - электронной почты, аудио и видеоконференции и т. д..
В результате мы получили некоторую новую форму, которая по набору характеристик изоморфна некоторой перспективной форме, которую можно условно обозначить как W и назвать виртуальной.
Рассмотрим теперь традиционное очное образование, которое имеет много элементов, общих с ЗО, например, такая форма обучения, как самостоятельная работа и др. Применение ИКТ позволяет увеличить долю самостоятельной работы в общем бюджете времени. Широкое применение компьютеров и телекоммуникаций, введение гибкого графика изучения дисциплин, модульного построения и изучения дисциплин и другие дидактические и организационные мероприятия позволяют опять же получить некую модифицированную форму очного обучения, отличную от традиционной. Она будет уже более похожа на W.
Таким образом, как можно заметить, применение технологий ДО в образовательном процессе на базе ИКТ изменяют существующие формы получения образования, которые асимптотически стремятся в своем развитии к некоторой перспективной форме W. Схематично этот эволюционный процесс «слияния» существующих форм показан на Рис. 1.4.6. Каждая форма получения образования представляется множеством, элементами которого являются, например, средства, методы и форы обучения, соответствующие ей. Они могут быть графически условно представлены в многомерном пространстве замкнутой фигурой, похожей на эллипс. Т.к. некоторые элементы форм являются общими, то на схеме это отражено в виде пересечения фигур. С течением времени таких общих элементов становится все больше и больше, как следствие этого, область пересечения увеличивается, и все замкнутые кривые сливаются в одну асимптотическую, которую можно назвать формой W получения образования ХХI века.
Приведенные рассуждения показывают, что идеально может рассматриваться некоторая интегральная, синтетическая форма, к которой при модернизации и развитии асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее из существующих форм в настоящем и которое может появиться в будущем. Это и есть, ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в нашем понимании.
Каждой форме получения образования присуща своя технологическая система, включающая в себя средства обучения, средства общения преподавателя и студентов, организационные формы проведения занятий и методическую подсистему.
Конкретная технологическая система, присущая какой-либо форме, может использоваться (в той или иной степени) в других формах. Например, учебные пособия по ДО можно использовать в очном обучении, такая организационная форма проведения учебных занятий как семинары, лекции, экзамены, самостоятельная работа встречаются во всех формах и т.д. Таким образом, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что процесс конвергенции в образовании объективен.
Технологическое пространство системы ОО базируется на принципах открытых информационных систем. Применение подхода открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в области информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти технологии. Идеологию открытых систем реализуют в своих последних разработках все ведущие фирмы – поставщики средств вычислительной техники, передачи информации, программного обеспечения и разработки прикладных информационных систем.
Открытая система - это система, реализующая открытые спецификации на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:
расширяемость/масштабируемость - extensibility/scalability/ обеспечение возможности добавления новых функций или изменения некоторых уже имеющихся при неизменных остальных функциональных частях;
мобильность (переносимость, взаимозаменяемость) - portability, обеспечение возможности переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ и возможности работы с ними специалистов, пользующихся информационными технологиями, без их переподготовки при изменениях;
интероперабельность- interoperability, способность к взаимодействию с другими системами;
дружественность - derivability к пользователю, в том числе - легкая управляемость»
Каждое из этих свойств по отдельности можно отнести и предыдущим поколениям информационных систем и средств вычислительной техники. В открытых системах эти черты рассматриваются в совокупности, как взаимосвязанные, и реализуются в комплексе.
Ключевым моментом в открытой системе является общедоступная спецификация, которая поддерживается открытым, гласным согласительным процессом, направленным на постоянную адаптацию новой технологии, и соответствует стандартам.
Открытая спецификация не зависит от конкретной технологии, т.е. не зависит от конкретных технических или программных средств или продуктов отдельных производителей. Открытая спецификация одинаково доступна любой заинтересованной стороне. Более того, открытые спецификации находятся под контролем общественного мнения, так что все заинтересованные стороны могут принимать участие в ее развитии.
Основой, обеспечивающей информатизацию в системе ОО, является совокупность стандартов, с помощью которых унифицируется взаимодействие аппаратуры и всех компонент программной среды: языки программирования, средства ввода/вывода, графические интерфейсы, системы управления базами данных, протоколы передачи данных в сетях и т.п.
Педагогическое пространство системы ОО отражает следующие положения.
В системе открытого образования при подготовке и реализации обучения при котором у каждого обучающегося появляется возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, а у обучающих организаций – возможность идти разными путями в предоставлении образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка труда и социальным потребностям.
В таблице 1.4.1. Приводятся сравнительные характеристики традиционного и открытого обучения, обобщенные Н.В. Борисовой. (Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. г. Москва-Домодедово: ВИПК МВД России,1999.-174с.)
Сравнительные характеристики традиционного и открытого обучения
Табл.1.4.1
Традиционное обучение | Открытое обучение |
Обучение начинается и заканчивается в соответствии с установленными датами | Обучающийся сам решает, когда начать и завершить изучение программы |
Обучающийся сталкивается с ограничением свободы доступа к составлению программы | Обучающийся имеет больший доступ к процессу обучения и преподавания |
Обучающийся должен посещать занятия в учебном заведении или на рабочем месте | Обучающийся сам решает, в каком месте ему учиться |
Цели и содержание программ определяются учебным заведением | Обучающийся после консультаций с тьюторами (преподавателем-консультантом) определяет цели и содержание обучения в соответствии со своими потребностями и интересами |
Последовательность обучения определяется программой или преподавателем –консультантом (тьютором) | Обучающийся совместно с тьюторами разрабатывает рабочий план и график занятий |
Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой | Обучающийся совместно с тьютором договаривается о собственном темпе обучения |
Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью лекционных занятий | Тьюторы и обучающийся договариваются о форме поддержки, которая может быть предоставлена в виде очных занятий или дистанционно |
Обучающийся учится, посещая лекционные и семинарские занятия или изучая научную и методическую литературу | Обучение осуществляется с помощью обучающих материалов, которые обязательно включают: цели, собственно содержание, способы самооценивания и другую информацию для самостоятельной работы |
Таким образом, глобальной целью функционирования системы открытого образования (ОО) является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Черты этого образования: качество, опережающий характер, доступность, креативность. В системе открытого образования[4]:
Процесс обучения носит открытый творческий характер;
Обеспечен свободный доступ к информационным ресурсам;
Обеспечена свобода выбора;
Созданы условия совместного творческого освоения мира;
Обеспечен индивидуализированный подход к процессу обучения;
Важна роль информационной культуры;
Проводится фундаментализация образования;
Используются инновационные подходы;
Изменяются роли участников образовательного процесса;
Изменяются отношения между педагогом и учеником.
Кроме того, система ОО обеспечивает:
равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения;
бесконскурсное поступление в любое учебное заведение открытого типа;
свободу в выборе места, темпов и траектории обучения;
высокое качество обучения;
конкурентоспособность на рынке труда;
возможность повышать свою образованность на протяжении всей жизни;
переход от принципа «ученик к знаниям» к принципу «знания к ученику»
возможность беспрепятственной интеграции с открытыми образовательными системами всех стран мирового сообщества.
Наконец, ощутить и ясно понять существо ОО можно прочитав определение, приведенное в «Положении об университетском комплексе МЭСИ». Там сказано так: «Открытое образование рассматривается как возможность рационального сочетания различных образовательных программ, технологий и форм обучения для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Открытое образование направлено на получение качественных знаний и развитие личности».
От себя можно сказать, что открытое образование потому открытое, что всегда открыто всему хорошему, прогрессивному.
Заметим, что часто встречающийся в отечественнной и зарубежной педагогической практике термин гибкое обучение (flexible learning) – понятие, которое используется для обозначения рационального использование технологий, присущих всем формам получения образования. Последний термин, удобен в образовательных учреждениях, где параллельно применяются очные и дистанционные и другие технологии.
Выводы
Появление системы открытого образования объективный процесс, происходящий под влиянием двух факторов информатизации и глобализации.
Система открытого образования – это некоторый условный термин, может рассматриваться как некоторая интегральная, синтетическая система образования, в которой при модернизации и развитии (в условиях информатизации и глобализации) асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал, вбирающий в себя все лучшее, что накоплено в информационно-образовательных средах в настоящем и которое может появиться в будущем.
Облик системы ОО определяют педагогические и технологические области, имеющие свои характеристики, последние основываются на теории открытых систем, принципами которых является интероперабельность, масштабируемость, расширяемость. Основой ОО является дистанционное обучение.
Вопросы самоконтроля и рефлексии
1. Сформулируйте понятие дистанционного обучения и дату его возникновения в России.
2. Назовите причины возникновения и цели дистанционного обучения.
3. Назовите цели эксперимента по дистанционному обучению в России.
4. Обоснуйте объективность появления феномена открытого образования.
5. Перечислите отличительные педагогические и технологические черты системы открытого образования.
6. Сформулируйте цели и задачи корпоративного обучения.
Литература
Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. г. Москва-Домодедово: ВИПК МВД России,1999.-174с.
Отчет по итогам эксперимента в области ДО -М.:2002
«Основы открытого образования» Под ред. В.И. Солдаткина Т.1
Зайцева Ж.Н., ГоворскийА.Э. Открытое образование – объективная образовательная среда информационной цивилизации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-70с.
- А.А. Андреев
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- 1. Возникновение и развитие классической педагогики
- 2. Андрагогика
- 3. Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.2 Роль образования в обществе
- Учебные вопросы
- 1. Роль системы образования в обществе
- Лиссабонская декларация
- Болонская декларация
- Международные программы ес в области высшего образования
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 1. Информатизация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- 1.4 Открытое образование
- 2.Корпоративное обучение
- 3.Открытое образование
- 2.1 Категории педагогики
- Определения дистанционного образования из российских и зарубежных источников
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе образования Учебные вопросы
- Учебные материалы
- 1. 1. Принципы в педагогике и их классификация
- 1. Знать сущность и структуру иос
- 1. Понятие информационно-образовательной среды
- Содержание
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- А.Эйнштейн Учебные вопросы
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную иос.
- Раздел I .
- Тема 1.1. Открытое образование – составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.