logo
Andreev_Pedagogika_vyssh_shkoly_Kn / Андреев Педагогика высш школы Кн

Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе

Электронные библиотеки - принципы построения и использования, примеры.

Практикум работы с электронной библиотечной системой ИРБИС

Электронные энциклопедии (принципы построения, примеры)

Обзор основных образовательных сайтов.

Раздел V.

Качество и диагностика обучения в ДО

Тема 5.1. Теоретико –методологические основания и системы качества

Понятие и структура качества в образовании. Подходы к оценке качества образования в отечественной (Селезнева) и в зарубежной (Балдридж) практике.

Системы качества в образовании

Рейтинг в образовании.

Нетрадиционные формы контроля.

Тема 5.2. Качество сетевых курсов

Критерии качества СК.

Подходы к оценке качества сетевых курсов в отечественной практике (СТАНКИН, Галкина, Роберт).

Методика экспресс – оценки дидактической эффективности СК (Лобанов).

Оценка самостоятельности учебной деятельности и методы идентификации.

Тема 5.3. Тестирование в образовании

Понятие о тестологии. Роль и место тестирования в общей системе контроля

Классификация и критерии качества тестов

Методические рекомендации по составлению тестов достижений

Программные средства для создания и применения тестов (АСТ, Web-СТ)

Психологические тесты и опросники, используемые в образовании

Раздел VI.

Нормативно – правовое обеспечение открытого образования

Тема 6.1. Теоретические и практические проблемы образовательного законодательства

Понятие и принципы государственной политики в области образования

Система образовательного законодательства

Образовательные правоотношения в системе образования

Критический анализ законов об «Об образовании», «О дополнительном образовании», «О высшем и послевузовском образовании»

Проблемы становления законодательства в области открытого образования

  Тема 6.2. Регламентация деятельности преподавателя и студента в системе образования

Права и обязанности преподавателя и студента в системе открытого образования

Виды и нормирование труда преподавателя при подготовке и проведении занятий в системе открытого образования. Правовое обеспечение деятельности региональных учебных центров и филиалов.

Конечно, не надо забывать и о студенте (обучающимся). Нам хотелось бы обратить внимание на тот любопытный факт, который не находит отражения в теории и практике подготовки учебного процесса. Постоянно говорят о подготовке (переподготовке) преподавателей, разработке учебного материала, но забывают о том, что надо готовить и студентов к тому, чтобы обучаться в ИОС. В традиционном учебном процессе мы действовали «по умолчанию» - студент умеет читать и писать и говорить, передвигаться в пространстве, чтобы посещать очные занятия в аудитории, - и этого минимального набора требований (и, конечно, определенного интеллектуального багажа) достаточно, чтобы организовать учебный очный учебный процесс. В СОО ему, как негде ранее, надо будет научиться учиться.

Теперь же, чтобы обучаться в Интернет надо, как минимум, иметь доступ к техническим средствам ИКТ и обладать информационной культурой, которая может рассматриваться как свод правил поведения, умения и навыков человека в инфосфере, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества[3].

Уровень развития общества определяется уровнем его интеллектуализации, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы и материалы, а также новые технологии, т.е. новые формы и методы организации труда.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информа­тика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой ин­формационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных опера­ций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода (Рис. 2.5.1) .