1. Возникновение и развитие классической педагогики
Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод термина с греческого – “детоводитель” в смысле искусcтва “вести ребенка по жизни” т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие, видимо, поэтому часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Педагогика изучает особый вид деятельности по выполнению извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный объектизированный опыт человечества, т.е. совокупность всех накопленных человечеством элементов духовной и материальной культуры, потенциально доступная для изучения индивидами.
Сделаем краткий ретроспективный анализ становления и развития оснований педагогической науки [1]. Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Педагогика поэтому по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания, первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. («Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает хорошие вещи только на основе труда»).
Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана. Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.
Эпоха возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов: Голландец Эразм Роттердамский, французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).
Выделение педагогики из философии и ее оформление ее в научную системусвязано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика»- одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Коменским, принципы, методы, формы обучения, как, например, классно-урочная система, стали основой педагогической теории. В педагогике известны имена Иогана Генриха Песталоцци (1746-1827), Фридриха Дистервега (1790-1886).
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский. Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878-1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике были П.П. Блонский (1884-1941), П. Пинкевич (1884-1939)
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской (1869-1939), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970).
Таким образом, традиционная педагогика ориентирована на работу с детьми, на получение молодежью общего начального и среднего образования, обеспечивающего грамотность, приобщение к культуре и ориентацию для выбора будущей сферы деятельности. В последнее время научные основы педагогики в определенной мере адаптируются для работы с взрослыми людьми – андрагогике.
- А.А. Андреев
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- 1. Возникновение и развитие классической педагогики
- 2. Андрагогика
- 3. Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.2 Роль образования в обществе
- Учебные вопросы
- 1. Роль системы образования в обществе
- Лиссабонская декларация
- Болонская декларация
- Международные программы ес в области высшего образования
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 1. Информатизация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- 1.4 Открытое образование
- 2.Корпоративное обучение
- 3.Открытое образование
- 2.1 Категории педагогики
- Определения дистанционного образования из российских и зарубежных источников
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе образования Учебные вопросы
- Учебные материалы
- 1. 1. Принципы в педагогике и их классификация
- 1. Знать сущность и структуру иос
- 1. Понятие информационно-образовательной среды
- Содержание
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- А.Эйнштейн Учебные вопросы
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную иос.
- Раздел I .
- Тема 1.1. Открытое образование – составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.