32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
Взгляды на проблему обучения и развития:1 подход: Ж. Пиаже. Подход заключается в том, что Развитие идет всегда впереди, а Обучение за ним.Развитие
Обучение
Развитие идет по природным законам,
Поэтому обучение как социальный фактор не оказывает влияния на развитие. Обучение плетется в хвосте развития.
2 подход: Дж. Уотсон (бихевиоризм) считал, что Обучение тянет за собой Развитие.
Обучение
Развитие
3 подход: Л.С. Выготский считал, что Развитие – это сложный и неравномерный, ступенчатый процесс, на который влияет фактор среды (социальный фактор) и биологический. Таким образом, здесь Обучение и Развитие взаимно влияют друг на друга. Л.С. Выготский отмечает, что не всякое Обучение имеет развивающий характер.
_______________________________________________________________________________________ *Процессы Обучения и Развития не рядоположены и не синонимичны. Они находятся в сложном взаимодействии, исследование, организация и оптимизация которого является одной из актуальных проблем современного образования. О. и Р. Происходят сейчас в качественно иных социальных (и личностных, субъективных) условиях, чем это представлено в классической психологии предыдущих поколений. Нынешние субъекты – дети, школьники, учителя, родители, студенты – стали в чем-то существенно другими, чем, например, всего 10летие назад.
Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития: Л. С. Выготский выделил в процессе психического и умственного развития ребенка два уровня:
1.Зона актуального развития – это а) состояние личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно; б) наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, уровень, которого достиг ребенок на данный момент (на сегодняшний день).
2.Зона ближайшего развития – это а) расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития (*Уровень потенциального развития – тот уровень, которого достигнет в ближайшее время. Если ребенок не справляется с заданием – это уровень его потенциального развития), достигаемого посредством решения задач под руководством взрослого (предполагается минимальная помощь взрослого); б) уровень, который достигается ребенком в процессе общения со взрослым не путем прямого подражания действиям, а через решение задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей; в) важный показатель того запаса развития ребенка, который он имеет в данное время; свидетельство ведущей роли обучения в умственном развитии детей.
III Уровень потенциального развития
II ЗБР (Зона ближайшего развития)
I Уровень актуального развития
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя