41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
1. Задачи развития. Дискуссии психологов о выделении юности в отдельный возрастной период. Выделение «негативной» и «позитивной» частей подросткового возраста.Ливерхуд:возрастные рамки юности – от 16 до 21 года. Это полноценный этап, а не просто подготовка к будущему. Юность роднит с отрочеством, ограниченность в правах. Отличает большая эмоциональная стабильность: - «гормональная буря утихла, - человек привык к новому облику и состоянию - проблемы с ближайшим окружением, даже неразрешенные, уходят вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения, что связано с макросоциумом.Мудрик:педагогика юношества имеет дело с людьми выросшими, но не взрослыми, информированными, но не компетентными, увлекающимися, но еще не увлеченными.Для приобретения взрослого статуса молодому человеку нужно: - самоопределиться, то есть определить свое место в мире взрослых, - сформировать некоторый план по его достижению; - сделать первые шаги по его реализации.Основные задачи развития в период взросления (по Ремшмитдту): 1) принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела (работа, спорт, повседневность), 2) усвоение мужской или женской роли (структура полового поведения и соответствующая «роль»), 3) установление более зрелых отношений с ровесниками обоих полов, 4) завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, 5) подготовка к профессиональной карьере, обучение прямо (на работе) или косвенно (в учебном заведении), 6) подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности (удлинение периода учебы!), 7) подготовка к деятельности на благо общества, формирование социально-ответственного поведения (роль гражданина), 8) построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.Общий результат– достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества. Первые три задачи более-менее успешно решаются в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности.Основное психологическое новообразование – личностное самоопределение и установление первой цельной формы идентичности (цельность и непрерывность личности – понятие Эриксона).Отношения с родителями: стадия взаимозависимости, когда пересмотру подвергаются властные полномочия между родителями и детьми ( Крайг). Дискуссия о напряженности конфликтов между родителями и подростками. Социальная ситуация развития юношества сильно разница в зависимости от страны проживания. В большинстве это время выбора профессии.Ведущая деятельность – учебно-профессиональная подготовка. В отрочестве подросток не только формирует свои ценности и идеалы, но и предпринимает попытки их реализации. «Серьезная игра» по Штерну: флирт, выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом, участие в юношеских общественных объединениях. В «серьезных играх» молодой человек учится соразмерять цели, определять интересы. Нужно пробовать разные виды деятельности, если же в силу социально-экономических причин человек с юности вынужден заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.2. Когнитивное развитие. Стадия формальных мыслительных операций: умение абстрагироваться от «здесь и сейчас» позволяет размышлять о возможностях и рассматривать реальность лишь как один из вариантов возможного. Однако не все взрослые достигают стадии формальных операций, при этом не менее успешно адаптируются в обществе. Способность строить в юности идеальные модели и сравнивать их с реальным состоянием дел в сочетании с отсутствием жизненного опыта, по-видимому, является причиной свойственного этому возрасту критического отношения к старшему поколению, сложившейся системе социальных ценностей, своей семье – юношеский идеализм, максимализм, а иногда и негативизм.3. Личностное развитие. В юности заканчивается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться с ценностями и выбрать свой путь в жизни. Гипотетико-дедуктивное мышление дает способность формировать стратегии и планировать. Это можно также назвать способностью к рефлексии, интроспекции и самоанализу. Она также формируется не у всех (около 78%). Личностное самоопределение – определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей.Профессиональное самоопределение сейчас должно происходить не позднее старших классов школы (а иногда и раньше – при профилировании обучения).Однако выбор профессии – выбор личностный, экзистенциальный (подразумевающий уникальность конкретной жизни человека), к нему большинство старшеклассников не готово. Но общество подразумевает, что юноша уже определился по отношению к ценностям и изучил собственные возможности (Алексей Николаевич Леонтьев). Вывод: выбор профессии зачастую осуществляется незрелым способом – под влиянием случайных внешних обстоятельств, по подсказке родителей или друзей. Поэтому приходится доопределяться впоследствии. Если это не удается, то тогда человеку приходится искать в себе силы сменить профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Поэтому и считается полезным для молодого человека попробовать свои силы в разных сферах деятельности, не делая сразу выбора.
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя