logo
Psikhologia_Ekzamen (1)

32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.

Взгляды на проблему обучения и развития:1 подход: Ж. Пиаже. Подход заключается в том, что Развитие идет всегда впереди, а Обучение за ним.Развитие

Обучение

Развитие идет по природным законам,

Поэтому обучение как социальный фактор не оказывает влияния на развитие. Обучение плетется в хвосте развития.

2 подход: Дж. Уотсон (бихевиоризм) считал, что Обучение тянет за собой Развитие.

Обучение

Развитие

3 подход: Л.С. Выготский считал, что Развитие – это сложный и неравномерный, ступенчатый процесс, на который влияет фактор среды (социальный фактор) и биологический. Таким образом, здесь Обучение и Развитие взаимно влияют друг на друга. Л.С. Выготский отмечает, что не всякое Обучение имеет развивающий характер.

_______________________________________________________________________________________ *Процессы Обучения и Развития не рядоположены и не синонимичны. Они находятся в сложном взаимодействии, исследование, организация и оптимизация которого является одной из актуальных проблем современного образования. О. и Р. Происходят сейчас в качественно иных социальных (и личностных, субъективных) условиях, чем это представлено в классической психологии предыдущих поколений. Нынешние субъекты – дети, школьники, учителя, родители, студенты – стали в чем-то существенно другими, чем, например, всего 10летие назад.

Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития: Л. С. Выготский выделил в процессе психического и умственного развития ребенка два уровня:

1.Зона актуального развития – это а) состояние личности ребенка, в котором он может делать что-либо без помощи взрослого, определяемое степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно; б) наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, уровень, которого достиг ребенок на данный момент (на сегодняшний день).

2.Зона ближайшего развития – это а) расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития (*Уровень потенциального развития – тот уровень, которого достигнет в ближайшее время. Если ребенок не справляется с заданием – это уровень его потенциального развития), достигаемого посредством решения задач под руководством взрослого (предполагается минимальная помощь взрослого); б) уровень, который достигается ребенком в процессе общения со взрослым не путем прямого подражания действиям, а через решение задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей; в) важный показатель того запаса развития ребенка, который он имеет в данное время; свидетельство ведущей роли обучения в умственном развитии детей.

III Уровень потенциального развития

II ЗБР (Зона ближайшего развития)

I Уровень актуального развития