21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с
социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. «Социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины — относительно молодая отрасль знания.
Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой
науки обособились элементы социально-психологического знания.
Социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей
знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы (антропологи, этнографы, и пр.).
Психология в середине XIX в. характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология
индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д.
Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее
значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения.
Непосредственными создателями психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание».
В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832-1920), котрый изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов.
Теория психологии масс родилась во Франции во второй половине XIX в. (Лебон). С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению.
Теория инстинктов социального поведения ( В. Макдугалл «Введение в социальную психологию» 1908 г., -
этот год считается годом утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании).
Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты.
Следующий этап становления социальной психологии как дисциплины мог стать только
экспериментальным этапом в ее развитии. В конце XIX — начале XX в. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии. Начало XX в. и особенно
время, наступившее после Первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. (Меде; Олпорт). В 1930-х годах было создано «Общество психологических исследований социальных проблем»; ряд важных практически ориентированных исследований был выполнен в 1940-х одах в связи с начавшейся Второй мировой войной.
С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.
В литературе 60-х годов названы четыре основные теоретические ориентации, в рамках которых
группируются исследования: бихевиоризм (К.Халл, Б.Скиннер), психоанализ (Э.Фромм, Дж.Салливан), когнитивистские теории (Ф.Хайдер) и интеракционизм (Г.Мид).
Методология социальной психологии
Руководствуется принципами двух научных дисциплин: психологии и социологии.
Методы исследования, делятся на методы сбора информации и методы ее обработки.
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), эксперимент (как лабораторный, так и естественный).
Методов обработки материала: все приемы статистики (корреляционный, факторный, кластерный анализ) и вместе с тем приемы логической и теоретической обработки (построение типологий, различных объяснительных моделей и т.д.).
Предметом изучения социальной психологии являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами.
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя