30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности. Это процесс, так как имеет динамический характер - начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личности.
Особенности психического развития человека:
1) противоречия как основа психического развития. Противоречия: внутренние (между составляющими психики самого индивида) и внешние(между индивидом и социумом). Между этими видами противоречий существует устойчивая взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, эти противоречия трансформируются во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики;
2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов. Исключение составляет лишь явление задержки психического развития, вызванное тяжелыми физическими или психическими травмами мозга, но оно редкое и относится к отклонениям;
3) дискретность - распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом. Распределение этих условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;
4) необратимость. Прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование.
5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития - физическим, социальным, физиологическим. В младенческом возрасте психика ребенка развивается на основе физических достижений - когда младенец учится самостоятельно сидеть, то значительно расширяется круг его восприятие действительности, и также руки ребенка используются для исследования предметов. У подростков процесс полового созревания приводит к измене образа "Я", начинается осознание себя как взрослого - это является подтверждением связи физиологического и психического развития. Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школу - новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики.
6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики развиваются ускоренно, а другие - замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются. По развитию познавательной сферы ребенка можно проследить динамику: в течение немолочного периода интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем - раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение; Данное качество нужно, чтобы избежать перегрузки психики.
7) переход от низших психических структур в высшим. Новые структуры психической деятельности возникают путем дифференциации имеющихся структур, то есть целостных форм, выделение отдельных функций и новой их интеграции, объединения в новое целое. Процесс этот идет не от элементов к целому, а от структурно низшего к высшему, целому. Каждая новая психическая структура возникает на основе предыдущей, а не на чистом месте (первая структура своим основанием имеет безусловно рефлекторную системную работу мозга). Она не просто оказывается, а образуется из того, что уже у индивида, и он усваивает из общественной среды.
Периодизации: 3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную.
Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:
1) Орально-сенсорная:доверие – недоверие (1 год); 2)Мышечно-анальная: достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2–4 года); 3)Локомоторно-генитальная: предприимчивость и чувство вины (4–6 лет); 4)Латентная: умелость и неполноценность (6-11 лет); 5)Отрочество и юность: идентификация личности и путаница ролей (12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики); 6)Молодость: близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни); 7)Взрослость: обще человечность и самопоглощенность (зрелый возраст); 8)Зрелость: целостность и безнадежность.
На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.
Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии: 1) сенсомоторная стадия (от рождения до 18–24 месяцев); 2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет); 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет); 4) стадия формальных операций (от 12 до 17 лет).
Д.Б. Эльконин
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя