29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
Возрастная психологияизучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляет возрастные закономерности психического развития человека. Акцент надинамике развития.В общей психологии изучаются психические функции: восприятие, память, воображение, речь, мышление. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение, а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
Долгое время возрастная психология изучала исключительно психическое развитие ребенка, поэтому и заслуживала названия детской психологии. Поступательное психическое развитие детей не вызывает сомнений. Психика взрослого человека долгое время воспринималась как обладающая лишь индивидуальными изменениями, но не возрастными. С увеличением продолжительности жизни обнаружилось, что при выходе на пенсию люди сталкиваются с особыми проблемами и соответствующие психологические изменения можно считать возрастным развитием. В проводившихся под руководством Б.Г. Ананьева исследованиях были обнаружены существенные различия в функционировании отдельных психических процессов от 18 до 40 лет- социальная ситуация человека меняется очень существенно. Детская психология преобразовалась постепенно в возрастную, изучающую психическое развитие человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизни.
Предмет — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Задачи: 1) изучить факторы, движущие силы и основные закономерности психического развития человека; 2) выявить динамику психического развития на каждом этапе онтогенеза; 3) определить возрастные нормы развития; 4) создание службы мониторинга психического развития с целью оказания своевременной психологической помощи в критические периоды жизни.
Методы возрастной психологии:
1. Организационные: В возрастной психологии различают 2 формы констатирующего эксперимента. 1-метод поперечных срезов: изучаются и сравниваются по одному и тому же критерию разные группы испытуемых, например разного возраста. В этом случае можно выявить общие закономерности возрастного развития и с помощью количественного анализа установить некоторые его нормы. Выявленные таким образом законы касаются лишь усредненного ребенка, не давая возможности изучить индивидуальные пути развития.2-метод продольных срезов, илилонгитюдный эксперимент: одна и та же группа испытуемых изучается на разных возрастных этапах развития по мере своего взросления. Такая постановка эксперимента занимает гораздо больше времени, но зато позволяет проследить индивидуальный ход развития каждого чел- ка и обнаружить в процессе развития некоторые переломные точки.
2. Эмпирические (методы сбора данных): а) основные: наблюдение, эксперимент
б) вспомогательные: Метод опроса: устный (беседа, интервью) и письменный (анкетирование); Метод тестов;
Анализ продуктов деятельности (рисунок, сочинение, продукты творчества); Близнецовый (для анализа берутся пары одной яйцеклетки. У таких близнецов один набор генов, генотип. По жизни они начинают отличатся друг от друга, эти различия обусловлены не генами, а средой).
История становления:
1879 г. – В. Вундтоткрывает первую экспериментальную лабораторию в Лейпциге.
Первая работа по психологии развития появилась в 1882 году. Автор – В. Прейер, название «Душа ребёнка». Проводит исследование своего сына от рождения до 3-х лет.
С. Холл– американский психолог. Ученик Вундта. Изучал подростково-юношеский возраст. В 1904 г. выходит работа в двух томах «Юность». Это первая работа по психологии данного возраста. Создал американскую психологическую ассоциацию и стал её первым президентом. Создал науку педологию – наука о ребёнке. Включала педагогику, детскую психологию, возрастную психологию, физиологию. Затем эти науки вновь разделились. Его кредо: «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза» (закон реапитуляции, т.е. повторения). По его мнению, главным фактором развития является биологический.
А. Гезелл.Создал институт развития психики (существует сейчас и носит его имя). Здесь проводились лонгитюдные исследования близнецов. Сравнивались пары нормальные и аномальные (слепые) в течение 30 лет. Здесь впервые применена фото- и киносъёмка. В 1930-е годы была опубликована работа «Атлас психологии развития ребёнка». «Зеркало Гезелла»: в отсутствии взрослого увидеть поведение детей. Гезелл впервые сформулировал возрастные нормы развития детей до 6 лет. Пришёл к выводу о неравномерности темпов развития. Самй высокий первый год жизни, до 3 лет, затем идёт снижение темпов развития.
А. Бине– французский психолог. Он создал первую психологическую лабораторию в Сарбонне. Был доктором медицины и юристом. Его лаборатория занималась исследованием мышления и речи детей. Создание инструмента, с помощью которого можно отделить детей, не способных обучаться в массовой школе, от способных, но ленивых. В 1910 году появляются 1 тесты интеллекта для детей. (Бине и Симон).
В. Штерн– немецкий психолог. В 1906 году основал институт прикладной психологии. Психология развития, по мнению Штерна, - это саморазвитие, саморазвёртывание природных задатков, направляемое средой. И природа, и среда определяют психическое развитие человека. Эта точка зрения ближе всего к современной. (концепция конвергенции двух факторов).
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя