42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
Период ранней взрослости (приблизительно 20–35/40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости. Переход к взрослости представляет собой постоянно усложняющийся процесс: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, поиски партнера и создание интимных отношений. Достижение взрослого статуса также меняется в зависимости от эпохи и культуры; в современном обществе оно не институциализировано и определяется по изменчивым и нормативным критериям. Молодой человек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому он может видеть себя в одних отношениях уже взрослым (в трудовой деятельности), а в других (в отношениях с другими людьми) еще нет. Понятие взрослости, согласно Кону, подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой – творческую активность, самореализацию.
Период ранней взрослости насыщен значимыми событиями. Во всех сферах проявляется стремление к экспансии и достижениям. На этом возрастном этапе человек должен развить в себе соответствующую «порцию творческих способностей», чтобы построить свое будущее. Главная цель молодости, по мнению Толстых, заключается в реализации возможностей саморазвития.
Опыта взрослой жизни еще мало, поэтому молодой человек поступает иногда импульсивно, необдуманно, совершает ошибки, принимает неправильные решения и делает неправильные выборы.
Согласно модели развития взрослых, разработанной американским геронтологом Хейвигхерстом, задачами ранней взрослости являются: • выбор супруга(и); • подготовка к супружеской жизни; • создание семьи; • воспитание детей; • ведение домашнего хозяйства; • начало профессиональной деятельности; • принятие гражданской ответственности; • нахождение соответствующей социальной группы.
Человек в период ранней взрослости стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем. По мнению Эриксона, главная проблема – противоречие между близостью и изоляцией. Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком, которые возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Если человек на данной стадии не способен установить глубокие личные связи, достичь взаимности, то, чувствуя барьер между собой и другими, он будет переживать изоляцию.
Регуш выделяет следующие главные проблемы психического развития, с которыми можно столкнуться в ранней взрослости: • близость против изоляции (одиночество как образ жизни); • проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности; • проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек); • проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.
Согласно исследованию американского психолога Левинсона [Крайг, 2000], чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:
1) увязать мечты с реальностью; 2) найти наставника; 3) обеспечить себе карьеру; 4) наладить интимные отношения.
Когнитивное развитие. Если в детстве и юности можно легко выделить четкие границы стадий когнитивного развития, то во взрослости – это сложно. В целом память, мышление и т.д. не прекращают развиваться с наступлением взрослости. Перри установил, как происходит изменение в процессах интерпретации, осмысления и понимания. Было выделено 3 стадии: 1)начальный дуализм (например, истина – ложь, правильно – неправильно); 2) терпимость по отношению к множеству соперничающих точек зрения (концептуальный релятивизм); 3) переход к самостоятельно выбранной позиции, личным мнениям, убеждениям и принятие на себя ответственности за выбор собственных ценностей, своего образа жизни.
Личностное развитие. Развитие взрослого можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами егоЯ. Они включают развитие личного Я( сугубо личностное развитие), Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг и родитель) и Я как работника. Эти системы взаимосвязаны.Развитие личности.В ранней взрослости человек достигает личностной психологической зрелости, которая может быть представлена рядом особенностей: наличие активности, которая проявляется в плане постановки и реализации целей своей жизни, а также принятия и решения задач, выдвигаемых обществом или неожиданно возникающих в ходе жизни; наличие способности к рефлексии, критичности, оценочному отношению к себе и окружению; способности к контролю своей жизнедеятельности; автономность и независимость от окружения (родителей, друзей и общества в целом, событий внешней жизни): материальная, эмоционально-личностная; обладание внутренним локусом контроля и оценки и, как следствие, осознание того, что ты сам – творец своей жизни; свобода выбора, что помогает оставаться самим собой, индивидуальностью в любых обстоятельствах; умении придерживаться своих ценностей, убеждений и верований; ответственность за то, что человек выбирает главным содержанием своей жизни, ее смыслом и за то, как, какими средствами он пользуется для их осуществления; наличие стройной системы жизненных целей, обеспечивающих смысл жизни человека; наличие потребности и способности к самопознанию: знать себя со всех сторон и не бояться познавать себя с целью работы над собой, готовности к дальнейшему развитию, саморегуляции; реалистичность восприятия себя, жизни, людей и ситуаций. Особенно актуальна эта черта во встрече с «ударами судьбы», так как понимание, что жизнь наделена трудностями – тоже признак зрелости; все это дополняется наличием способности продуктивно справляться с ними; творчество, которое может проявиться в любых сферах: от решения задач до создания чего-то нового в сфере науки, искусства;
наряду с наличием собственных ценностей, принятие и разделение существующих общечеловеческих морально-нравственных ценностей и идеалов. Благодаря этому человеку не безразлично происходящее, он не погружается полностью в собственный мир; наличие желания работать с целью приносить пользу обществу и достижения полной материальной независимости; способность к установлению прочных, глубоких и близких отношений с партнером, основанных на любви, которая, в свою очередь, базируется на умении проявлять свои чувства и понимать чувства других.
Согласно Эриксону, человеку в ранней взрослости необходимо решить задачу установления своей идентичности в близких отношениях другими людьми и трудовой деятельности. Если у молодого человека нет твердого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье все благополучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как если бы он что-то не довел до конца.
Кризис 30-ти лет.Малозаметен, основной целью является оценка собственных достижений. Человек задумывается насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, это касается карьерных достижений. С периодом кризиса 30 лет обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной развитости, даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя