logo
Psikhologia_Ekzamen (1)

28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.

Большая соц группа имеет такие основные признаки:

Типами групп являются:

Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых новых соц связей. 1) В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей. 2) Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Принимая это деление, называют первые объективными макрогруппами, вторые -- субъективно-психологическими.

Виды толп:

Психологическое воздействие -воздействие на психическое состояние,чувства и мысли других людей,а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Феномен толпы: Основным психологическим механизмом,объясняющим поведение индивида в толпе, 3.Фрейд считал идентификацию с лидером. Лидер для участников толпы выступает в роли «отца»,и,идентифицируясь с ним,они отказываются от собственного «Я»,или Супер-эго,и передают соответствующие функции лидеру. Члены толпы оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое указание вожака.

В психологии под толпой понимают,как правило,неорганизованное (или потерявшее организованность)скопление людей,не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее)и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Специфика феномена толпы крайне затрудняет его изучение. Внезапность,с какой обычно возникает толпа,непредсказуемость ее поведения,массовость,неопределенность количественных и качественных характеристик,высокая эмоциональная напряженность — все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путем опросов участников толпы и очевидцев,а также из газет,кинохроники,исторических документов.

По степени активности и эмоциональной возбужденности людей,оказавшихся в составе толпы,различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести агрессивную толпу,основной признак которой выражается в склонности к насилию,жестокости,разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу,которая легко превращается в паническую. Такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или крупных катастроф,т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так,что толпа,охваченная паникой,неожиданно возникает в объективно спокойных условиях.

К активному типу относится стяжательская толпа,т.е. скопление людей,объединенных стремлением к грабежу,разворовыванию материальных ценностей,которые стали неожиданно доступными в результате,например,стихийного бедствия. Склонность к «рационализации»,оправдыванию перед самим собой таких действий («все равно имущество пропало бы»)создает своего рода психологическую защиту,которая как бы примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.

В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы,под которой имеется в виду собрание людей,выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы,зависит от степени его организованности.

Особый тип представляет толпа пассивная,отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента и стимулов к какому-либо действию. Поэтому толпы этого типа так же быстро рассеиваются,как и собираются.

Обычно выделяются два вида причин и условий возникновения толпы:одни носят долговременный характер,другие — ситуативный. К первым относятся различные экономические,социальные,политические и другие факторы относительно длительного действия,которые порождают высокий уровень напряженности в обществе,формируют чувства фрустрации,безнадежности и отчаяния.Роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все,что угодно — от неадекватных действий властей до неординарного бытового эпизода и просто слуха.