34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
З.Фрейд-психоанализ, первая периодизация психического развития ребёнка. Инстинкты: Эрос (жизнь) и танатос (Смерть).
Либидо- энергия, обеспечивающая эрос.
1.Оральная–(0-1)-область рта удовлетворяет его потребности, ребёнок приобретает чувство защищённости. Формируются ненастность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
2.Анальная–(1-3)- приучение ребёнка к горшку, должен научится удовлетворять потребности человеческим способом. Формируются аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытость, агрессивность; накопительство, экономность.
3.Фаллическая-( 3-5)- усвоение того, какого он пола – половая идентификация, освоение социальных норм. Ведущая эрогенная зона- гениталии. Возникает комплекс Эдипа: сексуальное влечение мальчика к маме и чувства к отцу-конкуренту. Сходный комплекс Электры у девочек. Формируется самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление.
4.Латентная– (5-12)- энергия либидо, сублимируются в деятельность. Усвоение общечеловеческого опыта, закреплённого в науке и культуре, установление дружеских отношений за пределами семьи.
5. Генитальная–(12- 18)- характеризуется объединением все предыдущих эрогенных зон, ростом напряжённости сексуального влечения и стремлением подростка к нормальному сексуальному общению. Баланс между любовью и работой.
Э.Эриксон- эпигенетическая теория развития личности. Настаивает на важности первичных телесных впечатлений ребёнка.
1.Орально-сенсорная -(0-1)- базовое доверие к миру/недоверие.
2.Мышечно-анальная-(1-3)- автономия, самоконтроль/ чувство неуверенности в себе.
3.Лакомоторно-генитальная-(3-6)-инициативность, желание включится в реальную совместную деятельность/чувство вины.
4.Латентная-(7-11)- трудолюбие/чувство неполноценности.
5.Подрастково-юноеский-(12-20)- эгоидентичность(Кто я?)/кризис идентичности. (Половое созревание, кризис самооценки «Я глазами других», необходимость профессионального самоопределения).
6.Ранняя взрослость-(20-30-35)- любовь/изоляция. (Поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям).
7.Средняя взрослость-(30-35-60)- продуктивность, генеративность/инертность. (Главные положительные характеристики личности реализуются заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве).
8.Поздняя взрослость-(60-конец)- эгоинтеграция/ отчаяние перед лицом смерти. (Переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, принятие своего жизненного пути как единственно верного и не нуждающегося в замене, «новая» любовь к своим родителям. Возникает мудрость/страх смерти, отчаяние).
Ж.Пиаже-концепция стадиального развития когнитивных функций ребёнка.
Рассматривает процесс взаимодействия индивида со средой как достижение адаптации за счёт процессов присоединения новой информации к уже имеющейся и процесса приспособления, изменения схем при невозможности пользования старыми.
1.Сенсомоторный интеллект- (0-2)- объединяет стадии от упражнения рефлексов до начала интериоризации схем действий.
2.Репрезентативный интеллект-(2-7)- возможность оперировать наглядными представлениями во внутреннем плане- дооперациональная стадия.
3.Стадия формальны операций –(7-12)- мышление подростка становится гипотетико-дедуктивным, подчиняющимся законам формальной логики.
Ребёнок самостоятельно в своей практической деятельности с предметами познаёт мир. Вмешательство взрослых, стремящихся научить ребёнка чему-либо, не оказывает решающего воздействия на его развитие.
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя