logo search
shpory_po_psihologii_religii_rgsu

38.Психологические особенности религиозного внушения.

Основным механизмом психического воздей­ствия на новичков является внушение. Как известно, процессы ориентировки в окружающей среде связаны с опре­делением достоверности поступающей информации и ее личной значимости. Большая часть этой обработки производится психикой автоматически, не за­гружая сознание малозначимыми и достоверными сигналами из внешней сре­ды. Поэтому, когда два человека разговаривают и с несколькими первыми ут­верждениями собеседника человек совершенно согласен (а они таковы, что ними невозможно не согласиться), он теряет бдительность, допускает ошибки, не замечая возрастания неопределенности, двусмысленности в последующих утверждениях.

Эффективность такой формы внушения заключается в том, что помимо ос­новной информации, в которой намерены убедить слушателя на начальном этапе внушения, вводится добавочная, придающая достоверность основной. Через некоторое время внушаемый убежден в том, что каждое слово внушаю­щего находит безусловно благожелательный отклик в его чувствах и впечатле­ниях, и доверие к внушению возрастает. Функция же активного контроля со­знания, обычно направленная на проверку внушения на соответствие его реальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избы­точной. Потребность в проверке постепенно ослабевает до степени бессозна­тельного отождествления информации, поступающей от внушающего, с вос­приятием окружающего мира. [2, 511]

Внушение может проходить и в специальной обстановке, и с примене­нием особых гипнотических техник. Внушаемость повышается и у уравновешенных образованных людей в экст­ремальных ситуациях. В таких например, как собственная болезнь, смерть близ­ких, обстановка стихийных бедствий или социальных пертурбаций. Одним словом, она растет под влиянием психической и физической перегрузок, усу­губляемых продолжительной бессонницей. Все эти обстоятельства способны вызвать сужение поля сознания, вследствие чего облегчается «запечатление», причем не только внушенных, но и сопутствующих им событий или произне­сенных тогда слов.

В основе духовных практик сект лежит истязание плоти, достигаемое аске­тизмом — постами, самобичеванием. Наградой за унижение становится экстаз, испытываемый на молитвенных собраниях, — как бы стяжание благодати. Аскетический режим, навязываемый в сектах, приводит к нарушению обмен­ных процессов и, как следствие, к изменениям психических процессов. Значи­тельной физической и психической перегрузкой, продолжительной бессонни­цей нервная система подготавливается к ощутимому росту внушаемости. В этом же направлении действует длительная изоляция от внешнего мира. [2]