25.Предмет религиозной веры и его специфика.
Религиозная вера имеет рациональную, эмоциональную и волевую стороны, хотя значимость интеллектуального элемента в ней заметно снижается, а эмоционального – повышается. Познавательные процессы людей, живущих в условиях менее развитых социально-исторических укладов, строятся иначе. Вед.место в познавательных процессах занимают не отвлеченные вербально-логические, а конкретные наглядно-практические операции. Именно последние кладутся в основу отбора существенных связей между предметами. конкрет практич связи, воспроизводимые в опыте субъекта, играют здесь направляющую роль, наглядно-действенные воспоминания определяют ход мыслей. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхестественное. Религиозная вера – это вера: а) в истинность религиозных догматов, текстов, представлений и т.д.; б) в объективное существование существ, свойств, связей, , кот-ые составляют предметное содержание религиозных образов; в) в возможность общения с кажущимися объектив существами, воздействия на них и получения от них помощи; г) в действительное совершение каких-то мифол-ческих событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифолог-го события, в причастность к такого рода событием; д) в религиозные авторитеты – "отцов", "учителей", "святых", "пророков", ", церковных иерархов, служителей культа и т.д.7 религиозная вера в религ сознании мусульман предполагает:– веру в Аллаха – бога единственного и безликого, высшего и всемогущего, мудрого и всемилостивейшего, творца всего сущего и его верховного судьи, господина Судного дня, избравшего Мухаммеда посланником к людям;– веру в святость Корана – книгу несотворен, существующую предвечно, которая является словом божьим, божественным откровением, переданным Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила;– веру в рай (джанну) – место, где мусульмане-праведники обретут полное блаженство и ад (джаханнам) – геенну, куда попадают после смерти неверные и грешники; – веру в Судный день (кияму), когда наступит час или день восстания из мертвых и Аллах станет допрашивать людей об их поступках;– веру в божественное предопределение (кадар), согласно которому на земле не существует ничего не зависящего от воли Аллаха и абсолютно все в общественной и личной жизни верующих происходит по предначертанию Аллаха;– Мусульманское религиозное сознание содержит и другие многие религиозные догмы, взгляды, представления и т.д.
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.