1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
П р- отрасль психологии, изуч пс и соц-пс факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формир,развития и функц-ия религиозной пс ведется в следующих направлениях: 1) общая теория ПР изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, пс-ие функции религии в духовной жизни личности и общества; 2) дифференциальная ПР рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной соц среды и исторической эпохи; 3) психология религиозных групп изучает соц-пс-ую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих; 4) психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека.
ПР находится как бы на пересечении двух отраслей знания: пс наук и религиоведения. ПР в качестве научной дисциплины формир в к 19 н.20в.. вклад в ее становление и разв внесли В. Вунд, С. Холл, У. Джеймс,В. Дильтей, Дж. Леуба, Л. Леви-Брюль, Т. Рибо,Э. Старбек,Т. Флурнуа и др. В ПР реализуются как общепсих, так и соц-пс подходы к изучению религии. Предмет п.р -: она исследует пс закономерности возн, разв и функционир-я религиозных явлений индивид-ой, гр-ой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах явл предметом п.р. Психологическую теорию религии образуют: 1) учение о пс основах религии; 2) совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-пс явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.; 5) методика психологических исследований религиозности. ПР в системе пс наук1Связь с физиологией. Пр.использ. ее достижения для объяснения многих явлений религиозной психики.2Связь с общей психологией- не изучает те или иные соц.типы личности, особенности психики каждого из этих типов, взаимодействие личности с социальной группой. Между тем верующие представляют собой особый социальный тип личности, который может быть понят лишь в его соц контексте, т.е. исходя из анализа определенной эпохи, социальной микро- и макросреды, роли и места верующего в религиозной общине, психологического воздействия на него единоверцев. 3. Связь с соц. психологией. общий методологический подход к решению проблем ПР может быть только соц-пс-им. Функции: 1.мировоззренческая 2.теоретико-познавательная 3. Регулятивная 4.прогностическая 5.методологическая 6.аксиологическая.Задачи: 1.решение методол.задач пс.рел. 2.пс.корни религии3.пс.особенности религ.веры4.формир-е и особенности религ.личности5.пс.аспекты религ.культа.
2.Проблема соотношения психологических и социальных корней религии и основные подходы к ее решению.
Религия имеет пс.корни-страх перед неизведанным, любовь – это чувства приводящие к вере(корни)
Эмоциональные,познавательные (когнитивные) и волевые процессы в значительной мере создают общий «тонус» психической жизни личности. Этот общий эмоц-пс «фон» личности оказывает влияние и на ее мировоззренческие установки, именно он в определенных случаях создает благоприятные возможности для приобщения индивида к религиозным верованиям, бытующим в окружающей его социальной среде. для характеристики пс корней религии важно учитывать общие психические состояния личности, которые накладывают отпечаток на протекание всех ее психических процессов, на ее поведение в обществе, на выбор ею той или иной системы ценностных ориентации. Устойчивые константные психические состояния, если в них преобладают отрицательные настроения — пассивность, апатия, нерешительность, — и составляют социально-психологический фон, благоприятствующий приобщению к религии, формированию религиозной веры. Соотнош пс и соц корней религии.В решении этой проблемы можно выделить три основных подхода: 1. Религиозная вера индивида якобы имманентно присуща его сознанию («душе»), т.к. источником сознания («души») является бог. Это религиозно-идеалистическое решение проблемы. 2. Индивидуальная религиозность определяется внутренней психологической (или биологической) потребностью отдельного индивида в вере. Такой подход характерен для многих концепций в буржуазной психологии, в том числе и для психоанализа. 3. Научное, марксистское решение проблемы: сама по себе психика индивида религиозную веру не рождает, но под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозных верований из окружающей среды.
само наличие психических состояний и настроений, благоприятствующих возникновению религиозной веры (например, состояний психической подавленности, горя, переживаний одиночества, неудовлетворенности собой и т.п.), не влечет с необходимостью обращения человека к религии. В реализации этих предпосылок решающую роль играют социальные факторы: наличие или отсутствие определенных мировоззренческих позиций, непосредственное социальное окружение человека, условия его семейного воспитания и т.п.
Следовательно, психические состояния и настроения, способствующие формированию религиозности, т.е. психологические корни религии, следует рассматривать лишь как условия, предпосылки, которые реализуются только благодаря воздействию определенных социальных факторов.
Следовательно, само формирование религиозной веры представляет собой сложный процесс диалектического взаимодействия психического и социального.
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.