logo
shpory_po_psihologii_religii_rgsu

34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты

1. Иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мистические переживания, привлекают истериков. Культы, исповедующие переживания жертвенности, гипертрофии мотива страдания - депрессантов. Идеи ненависти к врагам веры влекут к себе параноиков. Они же становятся ярыми фанатиками. В целом же религиозные культы с их идеями исключительности и привилегированности, влекут к себе лиц с нарцисстическим поведением.

2. Стремление к мистическим переживаниям и вера в паронормальное объясняется потребностью к самоактуализации.

3. Предполагается, что фактор религиозности является буферным влиянием на стресс.

4. Установлено, что участие в боевых действиях и пребывание в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни приводят к усилению религиозности. Такие люди чаще других присоединяются к различным религиозным течениям.

5. Была выявлена положительная связь импульсивности со склонностью к внешней религиозности и негативная связь между религиозностью и экстраверсией.

6. В культ может попасть каждый человек, особенно во время обычных переходных периодов, включая: первый год вне семьи, вне семейного дома; смену работы или ее потерю; год до или после окончания учебного заведения; внезапную болезнь, смерть близкого или несчастный случай; отпуск или каникулы; смену образа жизни.

7. На уязвимость личности в отношении попадания в культы влияют определенные факторы. К ним относятся: этап развития, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность.

К ситуационным факторам относят развод, безработицу, переезд, отъезд для обучения в другой город или страну, смерть близкого, слабость из-за возраста или болезни.

Факторы личной биографии. Отмечается, что дети из семей с высоким уровнем дохода более уязвимы для вербовщиков, чем менее инфантильнее — выходцы из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания и цинизма, выработавшие иммунитет против эксплуатации и манипуляции.

Среди факторов психологической предрасположенности указываются: психические расстройства, застенчивость, доверчивость, низкий уровень терпимости к двусмысленности, наивный идеализм, разочарование в культуре, восприимчивость или тяготение к состояниям типа транса, неразборчивое стремление к духовному смыслу.

Культы ищут новичков среди людей, которые ощущают одиночество, страх перед настоящим и будущим или находятся в особо тяжелых обстоятельствах.

9. Религия может являться средством ухода от окружающего мира, бегства в мир иллюзорный, фантастический, способом проявления своего Я.

Некоторые специалисты утверждают, что одним из самых распространенных факторов способствующих присоединению людей к культовым группам являются какие-либо серьезные неудачи в семейной жизни.

11. В культы уходят не из каждой семьи, а из той, где отсутствует эмоциональное тепло, но присутствует жесткий авторитарный стиль воспитания. Вместе с тем, отмечается, что для адептов культов характерно наличие различных комплексов и личных проблем.

12. К причинам увлечения сектантством относят стремление к самосовершенствованию, осознанию реальной ценности своего «Я», избавлению от физических недугов и душевного дискомфорта, а также поиск истины.

13. В результате Клинико-психолого-криминологического изучения группы адептов секты «пятидесятников» было установлено, что членами секты были люди с разным образованием, разной судьбой: мотивы прихода в секту также были различны. Благоприятной почвой во всех случаях служило наличие заблокированных, значимых в период времени, предшествующих приходу в секту, мотивов: коммуникативного, самоутверждения, стремления быть в центре внимания окружающих и т.д. «Реальная или условная блокада значимых мотивов занимала определенное место в структуре личностной дисгармонии.