38.Психологические особенности религиозного внушения.
Основным механизмом психического воздействия на новичков является внушение. Как известно, процессы ориентировки в окружающей среде связаны с определением достоверности поступающей информации и ее личной значимости. Большая часть этой обработки производится психикой автоматически, не загружая сознание малозначимыми и достоверными сигналами из внешней среды. Поэтому, когда два человека разговаривают и с несколькими первыми утверждениями собеседника человек совершенно согласен (а они таковы, что ними невозможно не согласиться), он теряет бдительность, допускает ошибки, не замечая возрастания неопределенности, двусмысленности в последующих утверждениях.
Эффективность такой формы внушения заключается в том, что помимо основной информации, в которой намерены убедить слушателя на начальном этапе внушения, вводится добавочная, придающая достоверность основной. Через некоторое время внушаемый убежден в том, что каждое слово внушающего находит безусловно благожелательный отклик в его чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрастает. Функция же активного контроля сознания, обычно направленная на проверку внушения на соответствие его реальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избыточной. Потребность в проверке постепенно ослабевает до степени бессознательного отождествления информации, поступающей от внушающего, с восприятием окружающего мира. [2, 511]
Внушение может проходить и в специальной обстановке, и с применением особых гипнотических техник. Внушаемость повышается и у уравновешенных образованных людей в экстремальных ситуациях. В таких например, как собственная болезнь, смерть близких, обстановка стихийных бедствий или социальных пертурбаций. Одним словом, она растет под влиянием психической и физической перегрузок, усугубляемых продолжительной бессонницей. Все эти обстоятельства способны вызвать сужение поля сознания, вследствие чего облегчается «запечатление», причем не только внушенных, но и сопутствующих им событий или произнесенных тогда слов.
В основе духовных практик сект лежит истязание плоти, достигаемое аскетизмом — постами, самобичеванием. Наградой за унижение становится экстаз, испытываемый на молитвенных собраниях, — как бы стяжание благодати. Аскетический режим, навязываемый в сектах, приводит к нарушению обменных процессов и, как следствие, к изменениям психических процессов. Значительной физической и психической перегрузкой, продолжительной бессонницей нервная система подготавливается к ощутимому росту внушаемости. В этом же направлении действует длительная изоляция от внешнего мира. [2]
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.