22.Влияние религиозности на поведение.
Можно констатировать, что попытки доказать существование прямых связей, линейной зависимости между религией и личностью, ее характеристиками, адаптивностью или душевным здоровьем закончились неудачей. Иначе они закончиться не могли потому, что влияние любой религии на личность в нормальных, обычных условиях жизни опосредовано многочисленными социальными влияниями. Религиозное влияние на поведение человека — это влияние, в решающей степени опосредованное этикой. Соединение воззрения на мир с вытекающим из него пониманием смысла и нравственных обязательств жизни человеческой дает возможность религии выполнять педагогическую функцию, удовлетворять психологические потребности людей, оказывать психотерапевтическое воздействие. Такой подход и сегодня достаточно распространен. Его наглядно демонстрирует трактовка религии в “поведенческой психологии” Б. Ф. Скиннера. Основываясь на опытах с животными. Скиннер разработал теорию “управляемого поведения”. Поведением можно управлять, каким-либо образом поощряя нужный образ действий и тем самым формируя весь репертуар человеческого поведения. Скиннер определяет религию как “социальную систему усиления”, которая управляет человеческим поведением с помощью “вербальных” усилителей. Эффективность религиозного управления поведением держится на воображаемом, мнимом контакте со сверхъестественным, от которого зависит вечное блаженство или вечное мучение, в будущем ожидающее человека в зависимости от избираемой им линии поведения. Техника управления поведением заключается в определении того, что нужно делать и чего не нужно делать; нужное поведение в религии обозначается как “богоугодное” в отличие от “греховного”; традиционное описание “неба” и “преисподней”, рая и ада и есть, по Скиннеру, используемые религией “усилители” — позитивный и негативный. Отличие религии от других социальных “усилителей” (экономических стимулов, системы воспитания и др.) в том, что она вводит в качестве стимула представление о том, что наступит только после смерти. На поддержание их действий направлены религиозная проповедь, воспитание, в которых “усилители”, выраженные в словах “рай”, “ад”, “благочестие”, “грех».
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.