42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
Поскольку в христианском мировоззрении цель и смысл познания задается не материальными потребностями людей и не жаждой самосовершенствования, а потребностью "спасения души", постольку конечной целью познавательных усилий человека признается не знание объективного мира - природы и истории, а обретение человеком через процесс познания своего первоначального "догреховного" облика, обретения "образа и подобия Бога". Одним из важнейших положений христианской философии является трактовка процесса познания как богоуподобления. Христианская теория познания основывается на библейском представлении о радикальной несамостоятельности и ущербности человеческой природы. Полноценным субъектом деятельности и познания, с точки зрения христианской идеологии, может быть только Бог. Человек же производное от Бога существо, и уже поэтому он самостоятельно не способен к познанию. Если процессы познания предполагают эмпирический познающий субъект, то все же познание явно не вмещается в него (благодаря наличию трансцендентности элементов). Построения кн. С. Трубецкого о «соборной природе человеческого сознания» верны, но принять его идею «универсального субъекта», при всей ценности этой идеи, нельзя по одному тому, что остается непонятным, почему познавательные процессы как раз могут «овладевать» объективным предметом познания. «Аксиома реальности», лежащая в основе познавательной активности, объяснима лишь при предположении, что субъект познания есть и «творец» самого бытия. Разум, понятый в духе Канта (как носитель трансцендентальных функций), как бы висит в воздухе; система трансцендентального идеализма ( Фихте Гегель) не может быть удержана без метафизического истолкования субъекта познания. Христианство учит, что истина открыта не индивидуальному разуму а разуму церковному — в понятии Церкви и надо искать метафизической опоры познания — там познание опирается на Абсолют, который есть в то же время Творец бытия. Только так можно изъяснить реальность познания. Но понятие «церковного разума» может быть изъяснено лишь из учения, что глава Церкви есть Христос. Мы приходим к христоцентрическому пониманию знания, т. е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познавательные процессы, исходит от Христа (согласно формуле в Евангелии от Иоанна, гл. 1 о Христе, как свете, «который просвещает всякого человека, грядущего в мир»). Это истолкование знания решительно отвергает принцип «автономии» разума, что требует пересмотра всех принципов современной науки.
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.