24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
Выделяют 3 подхода: 1. Богословский («душа – христианка»), т.е. генетически человек «заряжен» на то, чтобы верить.Фрейд – бессознательное управляет человеком, а в бессознательном заложена потребность в религиозных иллюзиях.Цель З. Фрейда заключалась в том, чтобы движущие человеческим поведением страсти, т. е. нечто по своей сути иррациональное, объяснить рациональным образом, чтобы помочь человеку научиться управлять своими страстями. 2. Джонсон – религия помогает человеку сохранить какие-либо ценности, т.е. религия удовлетворяет потребность человека в ценностях, значит религия была и будет всегда. 3. Потребность в религии – это не органическая потребность человека, а социально-обусловленная. ПОДХОДЫ к исследованию психологических корней религии.2 основных подхода:
1. Исторический Ранние формы: - магия – возможность повлиять с помощью сверхъестественных сил- фетишизм- тотемизм – родственные связи между человеком и животным
2.Индивидуально-психологическийоснова: индивидуальное развитие
Научное изучение религий началось после 19 в. Психологи взялись за изучение религии как психологический феномен. Уильям Джеймс американский психолог прагматик написал «Многообразие религиозного опыта» 1902 году. Считал, что происхождение религии эмоциональное, а не интеллектуальное, у каждого своя религия, первичный религиозный опыт – его значение ИИСУС. К религии относился положительно. З. Фрейд использовал свой метод для объяснения религиозности людей. Метод психоанализа иррационален и религия иррациональна. Основной источник религии находится в самом человеке. С т.з. Фрейда религия иллюзорное использование древних сильных желаний человека, тех желаний, которые недопустимы с т.з. морали. Религия способ защитить индивида от враждебному ему социального начала (Суперэго), то что сдерживает сексуальные, агрессивные желания человека. В итоге религия это общечеловеческий навязчивый невроз. ЮНГ – одним из архитипов считал религиозные символы и образы, считал, что вера в бога необходима для психического здоровья человека. Э. ФРОММ _ истинная религия должна способствовать развитию высочайших индивидуальных возможностей, но обычно на практике возвращает человека к неврозу. А. Маслоу – пиковый опыт, мистический. Эриксон – выявил положительную роль кризисов души. В. Франкал – положительно относился. Вершинная психология. Смысл жизни связывал с религией.
- 1.Предмет психологии религии, ее структура и место в системе научных знаний.
- 3.Исторический и индивидуально-психологический подходы к исследованию психологических корней религии.
- 4.Основные функции и задачи психологии религии.
- 5. Методология психологии религии.
- 8. Феномен религиозности в исследованиях у. Джемса.
- 9. Психоаналитический подход в психологии религии
- 10. Исследование религиозности в бихевиоризме
- 11.Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции
- 12.Развитие отечественной психологии религии.
- 13.Семья как важнейший канал формирования религиозности личности.
- 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
- 15.Социально-психологическая типология религиозных личностей в зарубежной и отечественной психологии религии.
- 16.Направленность религиозной личности и ее реализация.
- 17.Потребности и мотивы поведения религиозной личности.
- 19.Социальные установки и ценностные ориентации религиозной личности.
- 20.Психология религиозного «обращения».
- 21.Религиозное сознание в индивидуальном развитии человека.
- 22.Влияние религиозности на поведение.
- 23.Религиозная психология: сущность и структура.
- 24.Основные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.
- 25.Предмет религиозной веры и его специфика.
- 26.Психические процессы, доминирующие в религиозной вере.
- 27.Религиозная вера как эмоциональное и волевое отношение к сверхъестественному.
- 28.Уровни и функции религиозной веры.
- 29.Понятие и концепции религиозного опыта.
- 30.Мистический опыт и его типология.
- 31.Субъективность религиозного опыта и социальные формы его выражения.
- 32.Современное представление o религиозном опыте
- 33.Понятие о деструктивных, тоталитарных религиозных сектах.
- 34.Факторы, обуславливающие приход людей в деструктивные секты
- 35.Методы работы, используемые в деструктивных культах. Психотехника вовлечения индивида в религиозную секту.
- 36.Последствия пребывания в тоталитарных религиозных сектах.
- 37.Технологии работы с неофитами в тоталитарных религиозных сектах
- 38.Психологические особенности религиозного внушения.
- 39.Социально-психологическая сущность религиозного утешения.
- 40.Психология религиозной исповеди и медитации.
- 41.Понятие и предпосылки появления христианской психологии.
- 42.Христианское учение о психических познавательных процессах.
- 43.Потребности и страсти в христианской психологии.
- 44.Добродетели в христианской психологии.
- 45.Христианское отношение к чувственным видениям, знамениям и «откровениям».
- 46.Психологический аспект ислама
- 47.Личностное развитие в исламе и препятствия духовному росту.
- 48.Психологический аспект буддизма
- 49.Психологический аспект индуизма.
- 50.Психологический аспект иудаизма.
- 51.Понятие души и ее болезнь.
- 52.Лечение души.
- 53.Страсти, их виды и лечение страстей.
- 54.Безмолвие как основной метод лечения души.