logo
shpory_po_psihologii_religii_rgsu

24.Основ­ные подходы (концепции) к объяснению происхождения религиозных верований и представлений у людей.

Выделяют 3 подхода: 1. Богословский («душа – христианка»), т.е. генетически человек «заряжен» на то, чтобы верить.Фрейд – бессознательное управляет человеком, а в бессознательном заложена потребность в религиозных иллюзиях.Цель З. Фрейда заключалась в том, чтобы движущие человеческим поведением страсти, т. е. нечто по своей сути иррациональное, объяснить рациональным образом, чтобы помочь человеку научиться управлять своими страстями. 2. Джонсон – религия помогает человеку сохранить какие-либо ценности, т.е. религия удовлетворяет потребность человека в ценностях, значит религия была и будет всегда. 3. Потребность в религии – это не органическая потребность человека, а социально-обусловленная. ПОДХОДЫ к исследованию психологических корней религии.2 основных подхода:

1. Исторический Ранние формы: - магия – возможность повлиять с помощью сверхъестественных сил- фетишизм- тотемизм – родственные связи между человеком и животным

2.Индивидуально-психологическийоснова: индивидуальное развитие

Научное изучение религий началось после 19 в. Психологи взялись за изучение религии как психологический феномен. Уильям Джеймс американский психолог прагматик написал «Многообразие религиозного опыта» 1902 году. Считал, что происхождение религии эмоциональное, а не интеллектуальное, у каждого своя религия, первичный религиозный опыт – его значение ИИСУС. К религии относился положительно. З. Фрейд использовал свой метод для объяснения религиозности людей. Метод психоанализа иррационален и религия иррациональна. Основной источник религии находится в самом человеке. С т.з. Фрейда религия иллюзорное использование древних сильных желаний человека, тех желаний, которые недопустимы с т.з. морали. Религия способ защитить индивида от враждебному ему социального начала (Суперэго), то что сдерживает сексуальные, агрессивные желания человека. В итоге религия это общечеловеческий навязчивый невроз. ЮНГ – одним из архитипов считал религиозные символы и образы, считал, что вера в бога необходима для психического здоровья человека. Э. ФРОММ _ истинная религия должна способствовать развитию высочайших индивидуальных возможностей, но обычно на практике возвращает человека к неврозу. А. Маслоу – пиковый опыт, мистический. Эриксон – выявил положительную роль кризисов души. В. Франкал – положительно относился. Вершинная психология. Смысл жизни связывал с религией.