logo search
учебное пособие по психологии

Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России

На протяжении многих столетий истории нашего государства право­славная церковь оставалась духовной наставницей и вдохновительни­цей русских воинов — защитников родной земли.

Отечественные историки, оценивая значение принятия христиан­ства на Руси, отмечали, что выбор князя Владимира в 988 г. был «на века», он сказывается и поныне. Значение его в том, что при иной ре­лигии, ином выборе культура России — архитектура, живопись, музы­ка и даже письменность — оказалась бы другой. Другой стала бы и ее история.

Слово «воин» в церковном языке имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской православной церковью, много воинов-мучеников, римских легионеров и военачальников, «убиенных за веру во Христе». Среди них Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, по­кровитель русского воинства святой великомученик Георгий Победо­носец. Среди святых русского происхождения церковью традиционно почитаем благоверный князь Александр Невский — выдающийся пол­ководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом для защиты разоряемой русской земли, для поддержа­ния угнетаемой русской веры.

Кроме Александра Невского церковью канонизированы князья-полководцы Дмитрий Донской, креститель Руси святой равноапо­стольный князь Владимир и его сыновья — святые страстотерпцы Бо­рис и Глеб, первыми причисленные к лику святых, князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие. Это были не просто полко­водцы, не просто правители Древней Руси, но и подвижники особого исторического призвания. Русские дружины не случайно звались «христолюбивым воинством».

Во время порабощения Руси кочевниками с Востока, на церковь как единственную в тот период объединяющую силу легла задача под­готовки освобождения. В отечественной истории имеется свидетельст­во, что великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против захватчиков, со своим двоюродным братом Владими­ром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной прибыл в Свято-Троицкий монастырь «помолиться Господу Богу и принять напутственное благословение» от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. В числе братии обители Святой Троицы в это время были два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых Сергий отправил с Дмитрием на битву.

После Куликовской битвы, в день памяти святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, была отслуже­на первая панихида по всем павшим. По совету и с благословения Сергия Радонежского Дмитрий установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября. День этот стали называть Дмитриевской субботой и по обычаю совершают особый чин поминовения «О православных воинах и о всех за веру и Отечество на поле брани убиенных».

В сентябре 1609 г., когда войска Сигизмунда III осадили Смоленск, только патриарх Гермоген, призвав авторитет Русской православной церкви, благословил на борьбу с самозванцами соотечественников. По всей Руси прошлась призывная весть: «Патриарх Гермоген встал за веру и вам велел стоять».

История России и история Русской православной церкви неотдели­мы. В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратил­ся ко всем приходам с посланием «Пастырям и настоятелям Христо­вой Православной Церкви», в котором говорилось:

Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие догово­ры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу вы­держивать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худ­шем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подви­гом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.

Церковь, включившаяся во всенародное патриотическое движение, развернула деятельность по сбору оружия на оборону страны. К концу 1944 г. сумма взносов составила 150 млн рублей, на них были построе­ны танковая колонна им. Дмитрия Донского, эскадрилья самолетов им. Александра Невского. Патриотическая деятельность РПЦ в годы войны привела к нормализации государственно-церковных отноше­ний в послевоенный период.

Исторические факты подтверждают, что православная церковь ни­когда не стояла в стороне от событий, переживаемых страной. Она всегда призывала народ и воинство к единству, подвигам и защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляет к подвигу.

В российской истории всегда с благословениями провожали вои­нов, отправляющихся на войну, с восхищением встречали героев, сни­скавших славу на ратном поле. Как же обосновывается церковью необ­ходимость воинского служения? Не стоит ли война в противоречии с заповедью «не убий»?

Христианская церковь не поощряет войну, ежедневно молясь о ми­ре всего мира, как того требует Нагорная проповедь: «Блаженны миро­творцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф: 5:9), молясь об из­бавлении от разного рода бедствий, в том числе от меча нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

Однако православная церковь далека от прямолинейного и одно­стороннего отрицания всякой войны. Война — несомненное зло и стра­дания людские, но грех за человеческие несчастья, причиняемые войной, ложится прежде всего на агрессоров, развязавших ее, на честолюбивых политиков, жаждущих наживы, но не на тех, кто погибает в защиту своего Отечества, совершая подвиг жертвенной любви. Стали кано­ном — церковным законом — слова учителя церкви св. Афанасия Ве­ликого: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и за­конно, и похвально достойно».

Особое уважение церкви к солдатской профессии, обусловленное жертвенным характером воинской службы, проявляется в том, что ко­гда за богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только именам военнослужащих прилагается их звание — воины. Определяя отношение христианства к войне и неизбежному убийству противника на поле брани, необходимо понимать принципиальную разницу между состоянием духа преступника, идущего на преступле­ние ради корысти, в гневе, в ревности или гордыне и духовным величи­ем воина, отправляющегося на защиту Родины. И поэтому Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин, 15:13).

В этом отношении воины российской армии отличались преданно­стью своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.

Безусловно, война во всех ее проявлениях составляет собой наибо­лее серьезное испытание нравственных сил воинов. Терпение и стой­кость в страданиях, способность выдержать немыслимые испытания на войне явились, может быть, высшей нравственной ценностью чело­веческой, даваемой верой в истинность христианских идеалов, верой в православную церковь, на протяжении многих веков остававшуюся наставницей и вдохновительницей русских воинов — защитников род­ной земли.

Вывод:

Таким образом, в современных условиях проблемы отношений церкви и армии, соблюдения прав верующих военнослужащих, ис­пользования духовного потенциала религии в работе с личным соста­вом особенно актуальны и требуют своего учета в ходе военно-педаго­гического процесса.