15. Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие
Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых субъект деятельности осознает себя как такового (Столин).
Уровни самосознания:
Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий: то, что я переживаю – именно я (филогенетические предпосылки самосознания появляются одновременно с предпосылками сознания).
Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога ребенка со взрослым, у ребенка появляется возможность децентрации.Возможность говорить не означает возможности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).
Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.
Уровни | Самопознание (познавательная часть) | Самоотношение (эмоциональная и волевая компоненты) |
Природный | Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны | Смутное или мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта |
Социальный | Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения | Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть |
Личность | Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание причин своего поведения | Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание своего реального Я; понимание ближайших возможностей своего развития. |
Уровни самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие гетерогенно.Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождает разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.Уровневое строение самосознания.На каждом уровне самосознание выступает как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активности субъекта и его деятельности. Различно и содержание и функции на этих уровнях:
- 2. Основные истор. Этапы развития психологии.
- Вопрос 3(психология)
- 4. Понятие о рефлекторной природе психике, ее объективности и субъективности.
- Существует три основных формы отражения:
- При этом слово играет двоякую роль:
- Имеется два вида рефлексов:
- 5.Этапы развития поведения и психики у животных и у человека.
- 6. Происхождение сознания. Функции и структура сознания.
- 7.Деятельность: структура, виды, характеристики
- 8. Психология внимания и его виды. Особенности внимания у художника. Виды внимания
- 1) Непроизвольное внимание
- Причины возникновения непроизвольного внимания
- Произвольное внимание
- Психологическая особенность произвольного внимания
- Внешне и внутренне направленное внимание
- Волевая регуляция внимания
- 10. Восприятие и его основные свойства.
- 1. По характеру участи воли:
- 2. По характеру психической деятельности:
- 3. По продолжительности сохранения информации:
- 13.Воображение, его функции и виды. Особенности воображения у художника.
- Глава 11. Воображение - 295
- 1. Подготовка (зарождение идеи).
- 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
- 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- 4. Проверка.
- 15. Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие
- Отражение субъекта в системе его органической активности.
- 16.Структура личности по Платонову
- 17.Теория личности Маслоу
- 18.Темперамент
- 19. Характер и его структура. Связь характера с темпераментом.
- 20 Вопрос
- 21. Способности и задатки. Виды способностей.
- Виды способностей:
- Уровни способностей:
- Вопрос 22(психология)
- Вопрос 23
- 25. Малая социальная группа как объект социальной психологии.
- 1. Эксперимент
- 2. Метод социометрии
- 26. Динамические социально-психологические процессы в малой группе.
- 27. Понятие коллектива. Уровни развития коллектива и его эффективность. Понятие коллектива
- Уровни развития коллектива
- 29. Социально-психологические конфликты в организации и методы их разрешения
- 2 Вариант билета
- 32 Трансактный анализ межличностных отношений
- 1. Определение эго-состояния личности. Характеристики коммуникативного поведения родителя, взрослого и
- 2. Понятие трансакции. Типы трансакций.
- Вопрос 33(психология)
- 35.Институты и механизмы социализации.Интериоризация,идентификация,эмпатия,рефлексия,адаптация,индивидуализация, интеграция.
- 36. Социальная установка и ее структура.
- Структура Социальной установки
- Как формируется социальная установка?
- Вопрос 37(психология)
- 2) Иерархия потребностей ( Маслоу ).
- Вопрос 39
- Вопрос 40(психология)