logo
Психология все билеты

Вопрос 23

Предметом СП исследования является изучение отдельной соц.группы, а также всего общества в целом

Цель: изучить эмоции, настроение, мотивы поведения, которые лежат в основе деятельности группы

Задачи: выявить уровень напряженности группы, цели которой данной группы преследует ее действия в окр.мире.

Благодаря решению этих задач возможно прогнозирование той или иной соц.группы и принятие управленческих мер для предотвращения групповых и соц.конфликтов

24)Методология и методы СП исследования.

  1. Методологические основания и методы социальной психологии

Методологию социальной психологии можно кратко охаракте­ризовать как систематизированную совокупность приемов иссле­дования и средств, необходимых для организации и проведения про­цессов познания социально-психологических явлений.

Социально-психологические теории не имеют той логической строгости и определенности, которая присуща естественным наукам. Методологические, эмпирические и логические задачи в социаль­ной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации. Своеобразие социальной психологии также свя­зано с особенностями объектов приложения социально-психоло­гических методов. Эти объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных) границ либо эти границы сильно раз­мыты, а зачастую условны, воображаемы, конвенциональны или иту- альны.

Само понятие факта также достаточно размыто. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психологические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение субъекта к опросу и другие моменты, влия­ющие на качество добываемой информации.

Существуют различные классификации социально-психологиче­ских методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере образования, целесообразнее использовать следующую типологию.

Социально-психологическое исследование — вид научного ис­следования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также психологиче­скими характеристиками этих групп (Г.М. Андреева). Его специ­фика объясняется:

S использованием данных как об открытом поведении и дея­тельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей);

S социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

S неустойчивостью и постоянным изменением социально-пси­хологических явлений;

S обусловленной культурой относительностью социально-психо­логических закономерностей;

S связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами).

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

S характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

S характеристики индивидуального и группового сознания;

S характеристики продуктов материальной и духовной челове­ческой деятельности;

S отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые для сбора эмпирических данных, являют­ся междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках. Весь набор методов обычно под­разделяют на методы сбора информации и ее обработки. Суще­ствуют и другие классификации методов, такие как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социомет­рию и тесты).

  1. Методологические основания и методы социальной психологии 281

Метод наблюдения используется в целях сбора предваритель­ного материала, а также для контроля полученных эмпирических данных. Выделяют стандартизированную и нестандартизиро- ванную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) виды наблюдения. Включенное наблюде­ние предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой груп­пой. Наблюдатель является ее полноправным членом. Невключен­ное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимо­действия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценнос­тей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе и интер­претации данных. Кроме того, серьезные проблемы возникают в связи с трудоемкостью и организационной сложностью данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в условиях экспери­мента). Основными недостатками метода принято считать:

S высокий уровень субъективизма при сборе данных, привне­сенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительно­сти, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);

S преимущественно качественную интерпретацию результатов наблюдения;

S относительную ограниченность в обобщении результатов ис­следования.

Пути повышения достоверности получаемых данных связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств, тренировкой наблюдателей.

Метод анализа документов является разновидностью анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют лю­бую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тек­сте, на электронных носителях (В.А. Ядов).

У. Томас и Ф. Знанецкий впервые в социальной психологии приме­нили этот метод как основной, изучая феномен социальной установ­ки. Предпочтение того или иного вида документа как носителя соци- ально-психологической информации задается исходя из цели изуче­ния и места документов в общей программе исследования.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 1930—1940-х гг. в связи с разработ­кой специальной процедуры, названной контент-анализом (до­словно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой ин­формации с последующей статистической ее обработкой. Его ос­новные процедуры разработаны Г. Лассуэллом, Б. Берельсоном,

Ч. Стоуном, Ч. Осгудом.

Метод опроса находит широкое применение в социально-пси­хологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных:

S опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (рес­пондентом);

S заочный опрос — анкетирование, предназначенное для само­стоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респонден­тами.

Области применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной инфор­мации или пилотажного испытания методического инструментария; б) как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации.

Основные виды интервью в социально-психологическом ис­следовании: стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагается наличие стандартных формулиро­вок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьи­рованием. Интервьюер руководствуется лишь общим планом опро­са, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Основное преимущество анкетирования связывают с возмож­ностью массового охвата респондентов и его доступностью. Хотя информация, получаемая анкетированием, как правило, менее глубо­кая по сравнению с данными интервью.

Метод социометрии относится к инструментарию собственно социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометри­ческой технике — диагностика межличностных и межгрупповых

отношений. С помощью социометрического метода изучают осо­бенности социального поведения в условиях групповой деятельно­сти, оценивают сплоченность, совместимость членов групп. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально­непосредственных отношений внутри малой группы.

Метод групповой оценки личности — способ получения ха­рактеристики человека в конкретной группе на основе опроса ее членов. Разработка метода связана с прикладными исследования­ми в промышленной и организационной психологии. Метод позво­ляет оценить наличие и степень выраженности (развития) психо­логических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. На методиче­ском уровне метод групповой оценки личности есть статистиче­ская совокупность индивидуальных представлений (образов).