Вопрос 23
Предметом СП исследования является изучение отдельной соц.группы, а также всего общества в целом
Цель: изучить эмоции, настроение, мотивы поведения, которые лежат в основе деятельности группы
Задачи: выявить уровень напряженности группы, цели которой данной группы преследует ее действия в окр.мире.
Благодаря решению этих задач возможно прогнозирование той или иной соц.группы и принятие управленческих мер для предотвращения групповых и соц.конфликтов
24)Методология и методы СП исследования.
Методологические основания и методы социальной психологии
Методологию социальной психологии можно кратко охарактеризовать как систематизированную совокупность приемов исследования и средств, необходимых для организации и проведения процессов познания социально-психологических явлений.
Социально-психологические теории не имеют той логической строгости и определенности, которая присуща естественным наукам. Методологические, эмпирические и логические задачи в социальной психологии зачастую взаимно переплетены и не поддаются дифференциации. Своеобразие социальной психологии также связано с особенностями объектов приложения социально-психологических методов. Эти объекты, как правило, не имеют физических (например, пространственных) границ либо эти границы сильно размыты, а зачастую условны, воображаемы, конвенциональны или иту- альны.
Само понятие факта также достаточно размыто. Если мы хотим, например, получить какую-либо информацию, то следует учитывать индивидуально-психологические особенности, состояние, ценностные ориентации, отношение субъекта к опросу и другие моменты, влияющие на качество добываемой информации.
Существуют различные классификации социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере образования, целесообразнее использовать следующую типологию.
Социально-психологическое исследование — вид научного исследования, проводимого в целях установления психологических закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы, а также психологическими характеристиками этих групп (Г.М. Андреева). Его специфика объясняется:
S использованием данных как об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик их сознания (представлений, мнений, установок, ценностей);
S социальным контекстом, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
•S неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
S обусловленной культурой относительностью социально-психологических закономерностей;
S связью с реальными конкретными объектами (индивидами и группами).
Источниками информации в социальной психологии принято считать:
S характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;
S характеристики индивидуального и группового сознания;
S характеристики продуктов материальной и духовной человеческой деятельности;
S отдельные события, состояния социального взаимодействия.
Методы, применяемые для сбора эмпирических данных, являются междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках. Весь набор методов обычно подразделяют на методы сбора информации и ее обработки. Существуют и другие классификации методов, такие как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).
Методологические основания и методы социальной психологии 281
Метод наблюдения используется в целях сбора предварительного материала, а также для контроля полученных эмпирических данных. Выделяют стандартизированную и нестандартизиро- ванную техники наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) виды наблюдения. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой. Наблюдатель является ее полноправным членом. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя, на его восприятие и анализ ценностей и норм изучаемой группы. Исследователь рискует утратить необходимую нейтральность и объективность при отборе и интерпретации данных. Кроме того, серьезные проблемы возникают в связи с трудоемкостью и организационной сложностью данного метода. По условию организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в условиях эксперимента). Основными недостатками метода принято считать:
S высокий уровень субъективизма при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
S преимущественно качественную интерпретацию результатов наблюдения;
S относительную ограниченность в обобщении результатов исследования.
Пути повышения достоверности получаемых данных связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств, тренировкой наблюдателей.
Метод анализа документов является разновидностью анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на электронных носителях (В.А. Ядов).
У. Томас и Ф. Знанецкий впервые в социальной психологии применили этот метод как основной, изучая феномен социальной установки. Предпочтение того или иного вида документа как носителя соци- ально-психологической информации задается исходя из цели изучения и места документов в общей программе исследования.
Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).
Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 1930—1940-х гг. в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные процедуры разработаны Г. Лассуэллом, Б. Берельсоном,
Ч. Стоуном, Ч. Осгудом.
Метод опроса находит широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основных:
S опрос «лицом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
S заочный опрос — анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Области применения опроса в социальной психологии: а) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; б) как средство уточнения, расширения и контроля данных; в) как основной метод сбора эмпирической информации.
Основные виды интервью в социально-психологическом исследовании: стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагается наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием. Интервьюер руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.
Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата респондентов и его доступностью. Хотя информация, получаемая анкетированием, как правило, менее глубокая по сравнению с данными интервью.
Метод социометрии относится к инструментарию собственно социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как ее члена. Область измерения в социометрической технике — диагностика межличностных и межгрупповых
отношений. С помощью социометрического метода изучают особенности социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов групп. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоциональнонепосредственных отношений внутри малой группы.
Метод групповой оценки личности — способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе опроса ее членов. Разработка метода связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии. Метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. На методическом уровне метод групповой оценки личности есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов).
- 2. Основные истор. Этапы развития психологии.
- Вопрос 3(психология)
- 4. Понятие о рефлекторной природе психике, ее объективности и субъективности.
- Существует три основных формы отражения:
- При этом слово играет двоякую роль:
- Имеется два вида рефлексов:
- 5.Этапы развития поведения и психики у животных и у человека.
- 6. Происхождение сознания. Функции и структура сознания.
- 7.Деятельность: структура, виды, характеристики
- 8. Психология внимания и его виды. Особенности внимания у художника. Виды внимания
- 1) Непроизвольное внимание
- Причины возникновения непроизвольного внимания
- Произвольное внимание
- Психологическая особенность произвольного внимания
- Внешне и внутренне направленное внимание
- Волевая регуляция внимания
- 10. Восприятие и его основные свойства.
- 1. По характеру участи воли:
- 2. По характеру психической деятельности:
- 3. По продолжительности сохранения информации:
- 13.Воображение, его функции и виды. Особенности воображения у художника.
- Глава 11. Воображение - 295
- 1. Подготовка (зарождение идеи).
- 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
- 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- 4. Проверка.
- 15. Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие
- Отражение субъекта в системе его органической активности.
- 16.Структура личности по Платонову
- 17.Теория личности Маслоу
- 18.Темперамент
- 19. Характер и его структура. Связь характера с темпераментом.
- 20 Вопрос
- 21. Способности и задатки. Виды способностей.
- Виды способностей:
- Уровни способностей:
- Вопрос 22(психология)
- Вопрос 23
- 25. Малая социальная группа как объект социальной психологии.
- 1. Эксперимент
- 2. Метод социометрии
- 26. Динамические социально-психологические процессы в малой группе.
- 27. Понятие коллектива. Уровни развития коллектива и его эффективность. Понятие коллектива
- Уровни развития коллектива
- 29. Социально-психологические конфликты в организации и методы их разрешения
- 2 Вариант билета
- 32 Трансактный анализ межличностных отношений
- 1. Определение эго-состояния личности. Характеристики коммуникативного поведения родителя, взрослого и
- 2. Понятие трансакции. Типы трансакций.
- Вопрос 33(психология)
- 35.Институты и механизмы социализации.Интериоризация,идентификация,эмпатия,рефлексия,адаптация,индивидуализация, интеграция.
- 36. Социальная установка и ее структура.
- Структура Социальной установки
- Как формируется социальная установка?
- Вопрос 37(психология)
- 2) Иерархия потребностей ( Маслоу ).
- Вопрос 39
- Вопрос 40(психология)