logo
Психология все билеты

2 Вариант билета

История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Конфликты существовали всегда, и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.

Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

Конфликт как социально-психологический феномен и как научная категория, имеет огромное значение для понимания природы общества, индивида и его деятельности. Различия в понимании конфликта в отечественной и зарубежной школах определили  цель нашего исследования.

Объект исследования:  конфликт - как социально-психологический  феномен.

Предмет исследования: феномен конфликта в основных психологических школах.

Цель - рассмотреть феномен конфликта в основных психологических школах отечественной и зарубежной психологии.

Методы исследования: описательный - описание конфликта - как социально-психологической категории; сравнительный - сравнение понимания категории конфликта в отечественной и зарубежной психологии.

Научная новизна работы заключается в попытке теоретического осмысления категории конфликта как социально-психологического феномена в отечественной и зарубежной психологии, сопоставлении различных научно-теоретических воззрений на его природу и функциональное предназначение и на этой основе синтезировать накопленное научное знание в системный концепт.

Практическая значимость работы состоит в том, что синтез научного знания по результатам научно-теоретического изучения категории конфликта может быть использован в практике разрешения конфликта с применением адекватных ситуации методологических подходов и технологических приемов и способов.

Конфликт выполняет как позитивные, так и негативные социальные функции. Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

Помимо конструктивных функций, конфликт, как правило, имеет и деструктивные последствия:

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное окружение  имеет двойственный противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различия конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития.

Для того, чтобы понять существенные причины конфликтов необходима классификация конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения. Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это могут быть конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, мало сплоченных и ценностно-разрозненных группах.

Существует несколько обстоятельств, отличающих зарубежную конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта пробовали создать еще в ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемой проблеме. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие - западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер.

В рамках психологии условно выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ века выделяются: психоаналитическое (З. Фрейд, Э.Эриксон и др.); социотропное (У. Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.); этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген); теория групповой динамики (К.Левин; Д.Креч, Л.Линдслей); фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард, Н. Миллер); поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс); социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, Э.Дженигс, С.Додд); интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель).

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях: теоретико-игровое (М.Дойч); теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон); теория и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри).

По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов [3].

1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология.

Второй период включает 4 этапа:

Первый этап - 1924-1934 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.

Второй этап - 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап - 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые  кандидатские диссертации; исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап - 1973-1989 гг. Публикуется большое количество работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.

3 период - 1990 год - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций, создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

В настоящее время конфликт изучается в рамках  искусствоведения, исторических наук, математики, педагогики, политологии, правоведения, социобиологии, социологии и философии. Но ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология.

Отдельные области психологии, «поделив» между собой целостное   пространство психической жизни человека,  «поделили»  между собой и человеческие   конфликты.   Психологические   конфликты   внутреннего   мира   человека, интрасубъектные конфликты,  как и другие внутриличностные явления,  традиционно  относятся   к   общепсихологической  проблематике,  к описанию  психологии личности.  Интерсубъектные, интерперсональные конфликты - межличностные и межгрупповые - являются предметом изучения   социальной психологии.  Это разделение конфликтов на отдельные виды, хотя и является общепринятым   в   психологической   науке,  достаточно  условно   и совершенно не означает наличия жестких границ между ними.

30-

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Установка имеет трёхчастную структуру: 1) аффективный компонент (чувственный образ); 2) поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания); 3) когнитивный компонент

Несколько более чёткую позицию в данном вопросе занимает Ш. Н. Чхартишвили, разделяя установку на два типа: фиксированную и первичную. Они легко дифференцируются друг от друга, имеют разные свойства и функции.

Виды установок

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Вопрос № 31

Проблемы общения в социальной психологии, виды и средства

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах.

Общение бывает вербальным – общение с помощью слов Невербальное общение - это неречевая форма общения , включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса. Персептивное (подмигивание) Коммуникативное

Деловое

Интимное Светское

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. 

Для общения характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека.Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др.

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное.