logo
Психология все билеты

Вопрос 37(психология)

Мотивация— побуждениестимуляциячеловекак действию; динамическийпроцесспсихофизиологическогоплана, управляющийповедениемчеловека, определяющийегонаправленность, организованность, активность и устойчивость; способностьчеловекадеятельноудовлетворятьсвоипотребности.

Внутренняямотивация.

Внутренняямотивацияприходитизнутри.Этотамотивация, благодарякоторойвыделаетето, чтоприноситвамудовольствие, когдасамавозможностьрешениязадачиявляетсявознаграждением.Подумайте о том, чтовылюбите – возможно, этокомпьютерныеигры, кулинария, живопись, игранагитаре и такдалее.Любаядеятельность, котораявамподуше.Выженезаставляетесебямедлить с еёсовершением?Глупоспрашивать. Естественно, выскорейотложитерешениедругихзадач, чтобывзятьсязато, чтовамнравится.

Внешняямотивация.

Внешняямотивацияприходитизвне.Этотамотивация, котораязаставляетвасработатьнадчем-то, чтовамненравитсятак, какчто-тодругое, новыделаетеэто, зная, что в концевасждётвознаграждение.Вспомнитевремявашейжизни, когдавывынужденнозанималисьчем-то, чтобыдостичьопределённойцели: выприлежноучились в институте, непотомучтовамэтонравилось, нопотому, чтовыхотелиполучитьстепень. Или, быть может, выходилинаскучную и неинтереснуюработу, потомучтовамнужнабылазарплата.В повседневнойжизни, вывероятно, поддерживаетесвойдом в чистоте, непотомучтовамдействительнонравитсяприбираться, нопотомучтовыжелаете, чтобывашдомбылприятнымместомдляжизни.

Вопрос № 38 Обеспечение мотивации к жизни, к работе

 ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ.

Теории мотивации к работе можно разделить на

две группы:

- теории содержания;

- теории процесса.

Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации.Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.

1) Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

На удовлетворенность работой влияют:

- достижения (квалификация) и признание успеха,

- работа как таковая (интерес к работе и заданию),

- ответственность,

- продвижение по службе,

- возможность профессионального роста.

Эти факторы он назвал “мотиваторами”.

На неудовлетворенность работой влияют:

- способ управления,

- политика организации и администрация,

- условия труда,

- межличностные отношения на рабочем месте,

- заработок,

- неуверенность в стабильности работы,

- влияние работы на личную жизнь.

Эти внешние факторы получили название “факторов контекста”, или “гигиенических” факторов.

Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. С этими факторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимо избегать. По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение.

Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса”.