2. Основные истор. Этапы развития психологии.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом ( лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
3. Методолгоия и методы псих.
- 2. Основные истор. Этапы развития психологии.
- Вопрос 3(психология)
- 4. Понятие о рефлекторной природе психике, ее объективности и субъективности.
- Существует три основных формы отражения:
- При этом слово играет двоякую роль:
- Имеется два вида рефлексов:
- 5.Этапы развития поведения и психики у животных и у человека.
- 6. Происхождение сознания. Функции и структура сознания.
- 7.Деятельность: структура, виды, характеристики
- 8. Психология внимания и его виды. Особенности внимания у художника. Виды внимания
- 1) Непроизвольное внимание
- Причины возникновения непроизвольного внимания
- Произвольное внимание
- Психологическая особенность произвольного внимания
- Внешне и внутренне направленное внимание
- Волевая регуляция внимания
- 10. Восприятие и его основные свойства.
- 1. По характеру участи воли:
- 2. По характеру психической деятельности:
- 3. По продолжительности сохранения информации:
- 13.Воображение, его функции и виды. Особенности воображения у художника.
- Глава 11. Воображение - 295
- 1. Подготовка (зарождение идеи).
- 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
- 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- 4. Проверка.
- 15. Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие
- Отражение субъекта в системе его органической активности.
- 16.Структура личности по Платонову
- 17.Теория личности Маслоу
- 18.Темперамент
- 19. Характер и его структура. Связь характера с темпераментом.
- 20 Вопрос
- 21. Способности и задатки. Виды способностей.
- Виды способностей:
- Уровни способностей:
- Вопрос 22(психология)
- Вопрос 23
- 25. Малая социальная группа как объект социальной психологии.
- 1. Эксперимент
- 2. Метод социометрии
- 26. Динамические социально-психологические процессы в малой группе.
- 27. Понятие коллектива. Уровни развития коллектива и его эффективность. Понятие коллектива
- Уровни развития коллектива
- 29. Социально-психологические конфликты в организации и методы их разрешения
- 2 Вариант билета
- 32 Трансактный анализ межличностных отношений
- 1. Определение эго-состояния личности. Характеристики коммуникативного поведения родителя, взрослого и
- 2. Понятие трансакции. Типы трансакций.
- Вопрос 33(психология)
- 35.Институты и механизмы социализации.Интериоризация,идентификация,эмпатия,рефлексия,адаптация,индивидуализация, интеграция.
- 36. Социальная установка и ее структура.
- Структура Социальной установки
- Как формируется социальная установка?
- Вопрос 37(психология)
- 2) Иерархия потребностей ( Маслоу ).
- Вопрос 39
- Вопрос 40(психология)