Виды способностей:
1) природные (или естественные) - в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта.
2) специфические - имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
а) общие - которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитая память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
б) теоретические - определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные - которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;
г) способности к общению - взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т. е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки — это некоторые генетические врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие предпосылки в формировании и развитии способностей.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным обра зом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
- 2. Основные истор. Этапы развития психологии.
- Вопрос 3(психология)
- 4. Понятие о рефлекторной природе психике, ее объективности и субъективности.
- Существует три основных формы отражения:
- При этом слово играет двоякую роль:
- Имеется два вида рефлексов:
- 5.Этапы развития поведения и психики у животных и у человека.
- 6. Происхождение сознания. Функции и структура сознания.
- 7.Деятельность: структура, виды, характеристики
- 8. Психология внимания и его виды. Особенности внимания у художника. Виды внимания
- 1) Непроизвольное внимание
- Причины возникновения непроизвольного внимания
- Произвольное внимание
- Психологическая особенность произвольного внимания
- Внешне и внутренне направленное внимание
- Волевая регуляция внимания
- 10. Восприятие и его основные свойства.
- 1. По характеру участи воли:
- 2. По характеру психической деятельности:
- 3. По продолжительности сохранения информации:
- 13.Воображение, его функции и виды. Особенности воображения у художника.
- Глава 11. Воображение - 295
- 1. Подготовка (зарождение идеи).
- 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
- 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- 4. Проверка.
- 15. Самосознание. Я-концепция: структура, функции, развитие
- Отражение субъекта в системе его органической активности.
- 16.Структура личности по Платонову
- 17.Теория личности Маслоу
- 18.Темперамент
- 19. Характер и его структура. Связь характера с темпераментом.
- 20 Вопрос
- 21. Способности и задатки. Виды способностей.
- Виды способностей:
- Уровни способностей:
- Вопрос 22(психология)
- Вопрос 23
- 25. Малая социальная группа как объект социальной психологии.
- 1. Эксперимент
- 2. Метод социометрии
- 26. Динамические социально-психологические процессы в малой группе.
- 27. Понятие коллектива. Уровни развития коллектива и его эффективность. Понятие коллектива
- Уровни развития коллектива
- 29. Социально-психологические конфликты в организации и методы их разрешения
- 2 Вариант билета
- 32 Трансактный анализ межличностных отношений
- 1. Определение эго-состояния личности. Характеристики коммуникативного поведения родителя, взрослого и
- 2. Понятие трансакции. Типы трансакций.
- Вопрос 33(психология)
- 35.Институты и механизмы социализации.Интериоризация,идентификация,эмпатия,рефлексия,адаптация,индивидуализация, интеграция.
- 36. Социальная установка и ее структура.
- Структура Социальной установки
- Как формируется социальная установка?
- Вопрос 37(психология)
- 2) Иерархия потребностей ( Маслоу ).
- Вопрос 39
- Вопрос 40(психология)