28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
Большая соц группа имеет такие основные признаки:
включает в себя значительное число членов;
характеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ними;
обладает относительно меньшей степенью внутренней сплоченности и организованности.
Типами групп являются:
проф группы (шахтеры, военные моряки, врачи и т.д.),
этнические группы (русские, татары, башкиры, удмурты и т.д.),
социально-демографические (молодежь, люди среднего возраста, старики и т.д.).
Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида. Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых новых соц связей. 1) В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей. 2) Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Принимая это деление, называют первые объективными макрогруппами, вторые -- субъективно-психологическими.
По времени существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, партии) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа).
По характеру организованности-неорганизованности -- организованные группы (партии, союзы, толпа). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации)
Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп. Большие социальные группы можно разделить по наличию определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г.Г. Дилигенскмй выделяет два типа социальных групп. Первый тип -- объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения.
Регулярные (Партии, профсоюзы); Нерегулярные (Публика – большая социальная группа, имеющая некоторые правила поведения, функционирующие на уровне социального договора. Масса – большая нерегулируемая общность, не имеющая внутренней структуры, но у которой есть сходство интересов. Толпа – нерегулируемая большая социальная группа, объединённая только центром внимания, эмоцией, которая распространяется посредством заражения (бессознательное восприятие и воспроизводство эмоций))
Виды толп:
Активная (стяжательская, паническая, агрессивная)
Пассивная (случайная, эмоциональная, окказиональная)
Психологическое воздействие -воздействие на психическое состояние,чувства и мысли других людей,а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.
Феномен толпы: Основным психологическим механизмом,объясняющим поведение индивида в толпе, 3.Фрейд считал идентификацию с лидером. Лидер для участников толпы выступает в роли «отца»,и,идентифицируясь с ним,они отказываются от собственного «Я»,или Супер-эго,и передают соответствующие функции лидеру. Члены толпы оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое указание вожака.
В психологии под толпой понимают,как правило,неорганизованное (или потерявшее организованность)скопление людей,не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее)и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Специфика феномена толпы крайне затрудняет его изучение. Внезапность,с какой обычно возникает толпа,непредсказуемость ее поведения,массовость,неопределенность количественных и качественных характеристик,высокая эмоциональная напряженность — все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным. Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путем опросов участников толпы и очевидцев,а также из газет,кинохроники,исторических документов.
По степени активности и эмоциональной возбужденности людей,оказавшихся в составе толпы,различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести агрессивную толпу,основной признак которой выражается в склонности к насилию,жестокости,разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу,которая легко превращается в паническую. Такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или крупных катастроф,т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так,что толпа,охваченная паникой,неожиданно возникает в объективно спокойных условиях.
К активному типу относится стяжательская толпа,т.е. скопление людей,объединенных стремлением к грабежу,разворовыванию материальных ценностей,которые стали неожиданно доступными в результате,например,стихийного бедствия. Склонность к «рационализации»,оправдыванию перед самим собой таких действий («все равно имущество пропало бы»)создает своего рода психологическую защиту,которая как бы примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.
В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы,под которой имеется в виду собрание людей,выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы,зависит от степени его организованности.
Особый тип представляет толпа пассивная,отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента и стимулов к какому-либо действию. Поэтому толпы этого типа так же быстро рассеиваются,как и собираются.
Обычно выделяются два вида причин и условий возникновения толпы:одни носят долговременный характер,другие — ситуативный. К первым относятся различные экономические,социальные,политические и другие факторы относительно длительного действия,которые порождают высокий уровень напряженности в обществе,формируют чувства фрустрации,безнадежности и отчаяния.Роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все,что угодно — от неадекватных действий властей до неординарного бытового эпизода и просто слуха.
- 2. История развития психологии.
- 1. Психология как наука о душе (6в. До н. Э. – XVII в. Н. Э.)
- 2. Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)
- 3. Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина хх в.)
- 4. Психология как наука о психике (середина хх в. – настоящее время)
- 5. Понятие о психике, ее функции. Мозг и психика. Понятие о сознании и бессознательном
- 6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятие, их свойства, виды, роль в построении картины мира.
- 8. Память, процессы и виды памяти способы ее активизации на уроке.
- Вопрос 9. Мышление, мыслительные операции, виды мышления. Факторы, влияющие на развитие мышления.
- 10. Воображение, основные приемы и виды воображения. Креативность как свойство личности.
- 12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.
- 13. Эмоциональная жизнь личности. Виды эмоций и чувств.
- 1. Моральные (нравственные) чувства
- 2. Интеллектуальные чувства
- 3. Эстетические чувства
- 14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
- 15.Мотивационная сфера личности. Понятие о направленности личности. Теория мотивации а. Маслоу.
- 16. Общее понятие о деятельности. Структура и основные виды деятельности.
- 17.Темперамент – биологический фундамент личности. Типы темперамента, учет их особенностей в учебной деятельности.
- 18. Характер, его структура, типология. Воспитание с самовоспитание характера.
- 20. Самосознание личности. Я - концепция, ее структура и функции
- 21. Социальная психология, ее предмет, методы, история развития
- 22. Понятие о личности в социальной психологии. Социальная роль, социальная установка
- 24. Общение…
- 25. Психология общения, функции и стороны общения, коммуникативная сторона общения.
- Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.
- 27. Проблема лидерства в социальной психологии. Функции лидера, типология лидерства.
- 28. Психология больших групп, их типология. Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений.
- 29.Предмет, задачи, методы, становление возрастной психологии
- 30.Психическое развитие: определение, основные закономерности, периодизация психического развития.
- 31.Проблема движущих сил психического развития. Биогенетический и социогенетический подходы к проблеме развития.
- 32.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровне актуального и зоне ближайшего развития.
- 33.Понятие о ведущем виде деятельности, социальной ситуации развития, психических новообразованиях и возрастных кризисах (с примерами).
- 34.Зарубежные концепции периодизации психического развития (з. Фрейд, э. Эриксон, ж. Пиаже)
- 35.Отечественные концепции периодизации психического развития (л.С. Выготский, д.Б. Эльконин)
- 36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.
- 37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет
- 38.Психическое развитие ребенка в дошкольный период. Кризис 7 лет и проблема готовности к школе.
- 39.Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
- 40.Подростковый возраст – когнитивное, психосексуальное и личностное развитие. Проблема подросткового кризиса в психологии
- 41.Юношеский возраст – задачи развития в юности, когнитивное и личностное развитие
- 42.Ранняя взрослость – задачи развития, когнитивное и личностное развитие, кризис 30 лет.
- 43.Средняя взрослость – задачи развития. Когнитивное и личностное развитие, кризис среднего возраста
- 44. Взрослость – задачи развития, физические и социальные изменения в старости. Изменения в когнитивной и личностной сфере
- 45.Предмет, задачи, становление, основные понятия педагогической психологии.
- 46.Обучаемость, критерии обучаемости. Причины неуспеваемости у детей с особенностями развития
- 47.Развивающее и проблемное обучение, их отличия от традиционного.
- 48.Психология воспитания: принципы воспитания и средства воспитания. Понятие воспитанности и воспитуемости.
- 49.Понятие о просоциальном и асоциальном поведении
- 50.Психологический портрет учителя