logo search
0560489_BB553_lekcii_osnovy_psihoterapii_chast_

Формирование идеальной личности

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.

Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте в своем воображении образ того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны предста­вить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувст­вовать и мыслить.

Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного ге­роя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. По­старайтесь нарисовать его.

На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пре­делах ваших же лучших возможностей).

После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вжи­ваться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражне­ние ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы просну­лись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным само­внушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от склады­вающихся обстоятельств.

Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причи­ны временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в на­стоящее время широко используются как самостоятельный психо­терапевтический метод имаготерапия (от англ. image - образ).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С.Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только поло­жительным, но и отрицательным) Однако психофизический меха­низм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

Синтез

Некоторые специалисты считают это упражнение самостоя­тельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать ра­боту по их примирению.

Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сенти­ментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненавис­ти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражне­ний - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого вы берете чистый лист бумаги, делите его на две по­ловины.

На одной половине символически изображаете одно из противо­положных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой -их «полярности».

Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной ко­манде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.

Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зре­ния, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мир­ных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите запи­си всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющие­ся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.