logo
0560489_BB553_lekcii_osnovy_psihoterapii_chast_

Глубинное постижение личности

Эта работа начинается с анализа проявлений низшего бессозна­тельного и во многом напоминает подходы Фрейда к работе с Оно. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами раз­личных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания.

Согласно терминологии психосинтеза, эти вытесненные пере­живания сохраняются в виде фантазии, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы.

На этом же этапе, после анализа низшего бессознательного, те­рапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессоз­нательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие спо­собности, свое истинное призвание.

Здесь Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать под руководством квалифицированного психоанали­тика традиционными фрейдовскими методами.

Все различие задач психосинтеза и классического психоанали­за на данном этапе Ассаджиоли видит в том, что в психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготав­ливая клиента к основной терапевтической работе - синтезу.

Выявление основных элементов личности и контроль над ними

Эти этапы могут проходить как в строгой последовательности, так и одновременно, так как процесс глубинного познания лично­сти, а затем и познания своего истинного Я- бесконечны.

Естественно, что для того, чтобы определить элементы лично­сти, присущие ей, но не являющиеся ее сущностью, надо опреде­лить эту сущность, то есть одновременно с выявлением элементов совершенствовать свое истинное, высшее Я.

На данном этапе применяются два основных метода:

а) разотождествление;

б) работа над субличностями.

Разотождествление

Это процесс отделения себя от того элемента личности, кото­рый клиент ошибочно воспринимает как свою сущность и кото­рый, по мнению терапевта, является причиной невроза или усу­губляет его. По этому поводу Ассаджиоли пишет: «Над нами вла­ствует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществ­лять контроль над тем, с чем себя отождествляем».

Например, у каждого человека бывают полосы неудач, но не­которые под их воздействием начинают считать себя неудачника­ми и перестают предпринимать даже вполне доступные им уси­лия, чтобы исправить положение. Другой человек, на протяжении определенного времени страдающий каким-то заболеванием или считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Такие отождествления формируют и усугубляют неврозы и нуждаются в разотождествлении.

Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или бо­лезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

Некоторые отождествления себя с элементами личности мо­гут казаться вполне безвредными и даже стимулирующими самосовершенствование, но на каком-то этапе могут стать причи­ной неврозов.

Например, фотомодель, манекенщица, спортсмен могут отожде­ствлять себя с красивым и ловким телом. На определенном этапе это будет помогать им в избранном амплуа. Однако с возрастом (который для других профессий считается еще молодым) они могут начать переживать, что их тело теряет молодость и совершенство. А так как они отождествляют свою личность именно с этим элемен­том, то многие из них будут считать это личностной катастрофой.

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро, считав­шаяся секс-символом Америки, невольно отождествляла себя главным образом с молодой и красивой внешностью и задолго до критического возраста начала впадать в депрессию (и принимать наркотики), понимая, что век актрисы такого амплуа короток.

В отличие от нее не менее выдающиеся звезды кино Грета Гарбо и Марлен Дитрих отождествлялись зрителями (и отождествляли себя) не только с внешней красотой, но и с тонким интеллектом, совершенствование которого безгранично. Поэтому они пользова­лись успехом и находились в мобильном состоянии многие годы.

Конечно, и для них красота и молодость были важны, но это не были элементы их личности, а у Мерилин Монро это отождеств­лялось с самой личностью, поэтому страх утраты этого (еще за­долго до самой утраты) привел ее к личностной катастрофе.

Так, женщина, которая рассматривает себя в первую очередь как объект физического влечения, очень болезненно относится к своим возрастным изменениям. Если же она начинает восприни­мать себя и как постоянно совершенствующуюся хозяйку дома, заботливую мать, а затем и любящую и любимую бабушку, воз­растные изменения воспринимаются значительно менее печально и уж во всяком случае не катастрофически.

Поэтому важно научиться отождествлять себя с положитель­ными для психического здоровья элементами личности, а с теми, которые таят в себе опасность усугубляющегося невроза, надо стараться разотождествляться, понимая, что это не сущность лич­ности, а лишь один из элементов ее, к тому же далеко не главный. Процесс этот не простой и требует терпения и квалифицирован­ного руководства.

От этих рассуждений всего один шаг до следующего метода этого этапа психосинтеза - работы с субличностями.