Я не роль
Это упражнение, так же как и большинство предыдущих, направлено на разотождествление с элементами личности или дез-идентификацию с субличностями.
Терапевтическая идея та же самая - дать понять и почувствовать клиенту, что он может отделиться от мешающих ему состояний и моделей поведения, что они не вросли в него «намертво» и что он не обязан тащить их как крест всю жизнь.
Следует постоянно помнить, что не надо лечить то, что не болит. То есть анализировать, вычленять, разотождествлять (в смысле отделять от себя) нужно не все, что попало, а лишь то, что мешает клиенту настолько, что он сам с этим справиться не может и обращается за помощью к специалисту-психотерапевту.
Терапевт показывает клиенту, что неудовлетворяющие, травмирующие его взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыграть и по-другому.
Так с помощью психотерапевта разрушается (или корректируется) неудачная роль и создается более приемлемая. Клиент начинает сознательно играть ту роль (родителя, супруга, ребенка, сотрудника), которая его мучила. Убеждается, что это лишь роль, которая может быть сыграна и по-другому. Отделяет свою сущность от роли.
Мы советуем заканчивать это упражнение утверждением-самовнушением:
«То, что мне сейчас во мне не нравится,
не является моей неизменной сущностью.
Это лишь одна из ролей,
которую я могу сыграть по-другому
или отказаться играть вообще.
Я хозяин своих ролей, а не раб их».
Здесь в какой-то мере применяются бихевиористские приемы -подбор нужной и устранение ненужной роли методом проб и ошибок (стимул-реакция) с положительным и отрицательным подкреплением.
Ну и, разумеется, здесь, как и в других упражнениях психосинтеза, постоянно присутствуют элементы ролевой терапии, имаготерапии и психодрамы. Тут нельзя сказать, кто из великих психотерапевтов и что позаимствовал у другого. Почти все классики психотерапии жили и создавали свои направления и школы почти в одно и то же время и под влиянием одних и тех же идей (важной роли бессознательного в формировании неврозов и защитных механизмов, объяснительных фикций, субличностей, ролей и т.п.).
Поэтому, несмотря на выдающиеся, вполне самостоятельные достижения каждого из терапевтических (и в первую очередь -психоаналитических) направлений, я глубоко убежден, что с практической точки зрения в них больше общего, чем различного.
- Часть 1 (начало)
- Неврозы и фрустрация как объекты работы психотерапевта
- Психоаналитическое направление
- Психоанализ з.Фрейда
- Агрессия
- Репрессия
- Эскапизм
- Регрессия
- Рационализация
- Сублимация
- Проекция
- Аналитическая психология к. Юнга
- Индивидуальная психология а. Адлера
- Психосинтез р. Ассаджиоли
- Глубинное постижение личности
- Работа с субличностями
- Выбор идеальной модели своего желаемого я
- Конструктивное использование всех энергетических ресурсов
- Дополнение или развитие недостающих или «недоразвитых» элементов личности
- Гармонизация структуры личности
- Рабочая тетрадь
- Ваши возможности
- Разотождествление
- Субличности
- Восхождение. В саду
- Я не роль
- Отождествление с центром я
- Формирование идеальной личности
- Самоанализ к. Хорни
- Поведенческая (бихевиористская) психотерапия
- Разговор
- Релаксация (расслабление)
- Репетиция
- Телесная психотерапия
- Область шеи
- Область груди
- Область диафрагмы
- Область живота
- Область таза
- Первичная терапия Артура Янова
- Терапия, ориентированная на чувственное осознание
- Гештальттерапия
- Расширение сознания
- Горячий стул
- Здесь и теперь
- Две роли
- Гештальтэксперимент
- Сейчас я осознаю...