logo
0560489_BB553_lekcii_osnovy_psihoterapii_chast_

Работа с субличностями

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы - это определенные качества, то субличности - это более целостные образы самовосприятия.

У каждого из нас несколько субличностей, обладающих отно­сительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отно­шению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

Эти субличности могут жить дружно, не мешая и даже помогая друг другу, а могут и конфликтовать. А так как еще древние гово­рили: «Главное - жить в мире с самим собой», то взаимоотноше­ния наших субличностей не «их личное» дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот - формиро­вания и усугубления неврозов.

У одного мужчины субличности мужа и любовника не меша­ют друг другу, а для другого являются причиной полного внут­реннего разлада. Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

У одной девушки субличности жены и дочери «дружат» друг с другом. У другой враждуют, так как ее муж и ее мать недолюбли­вают друг друга, а она любит и его и ее, и перед ним искренне за­щищает ее, а пред нею - его, то есть видит одну и ту же ситуацию глазами двух своих же конфликтующих субличностей.

В человеке могут уживаться, а могут и входить в противоречие субличности хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго за лень и выпивки, а второй огрыза­ется: «Да пошел ты со своей работой. Уж и отдохнуть нельзя». А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорив­шись: «Вот сейчас хорошенько поработаем, а вечерком или в вы­ходные можно погулять, ничего страшного».

Поэтому задачей психотерапевта является работа именно с те­ми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугуб­ляют психологические проблемы клиента.

Следует помнить, что в наличии большого количества сублич­ностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового чело­века, тем духовно богаче сама личность.

Важно, чтобы какие-то из этих субличностей не вошли в непре­одолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и толь­ко в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Неправда ли, это аналогично процессу разотождествления с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое истинное (высшее) Я, которое и окажется объеди­няющим центром личности.

Перед нами трудная и длительная задача, и надо честно при­знаться, что не каждому клиенту даже под руководством квали­фицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и суб­личностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и по­зволяет ему (истинному Я) выполнять роль объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

Задача психотерапевта на этом этапе - выработка у клиента способности его истинного Я разотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными сублично­стями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизическо­го самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Если поиск и дистанцирование истинного Я как объединяю­щего центра личности не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», то Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть иденти­фикация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, просто с каким-то моральным идеалом (пат­риотизмом, героизмом, достижением успеха и т.д.). Нередко та­кая идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

Такой придуманный идеальный образ своего высшего Я назы­вается внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого иде­ального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резер­вов) клиента. Он не должен стремиться стать своей противопо­ложностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близ­ких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарова­ния в себе и в методе психосинтеза.

Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция личности) мо­жет быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Такой прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью психотерапевта идеальный образ называется имаготерапией (от англ. image - образ). Зародившись в недрах психо­синтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

(Справедливости ради следует отметить, что этот метод пере­воплощения во внутренний мир героя через подражание его внешне­му образу и манерам поведения широко применял К.С.Стани­славский в работе актера над ролью.)

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза не­редко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых пси­хологических проблем.

Обычно процесс формирования или переформирования лично­сти вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

Первая ступень